В Национальном художественном музее открылась выставка русского искусства XIX - ХХ вв. из собрания Александра Володчинского

Кого люблю, тому дарю

В Национальном художественном музее открылась выставка русского искусства XIX - ХХ вв.
Последние месяцы выставочная деятельность цветет в Национальном художественном музее пышным цветом. Едва успели торжественно отгреметь фанфары по случаю вернувшихся из музея Ватикана в родные залы икон, а произведения искусства буддизма из коллекции Эрмитажа занять в НХМ свое достойное место, как в его стенах появились новые гости. Айвазовский, Серов, Васнецов, Репин, Саврасов, Маковский, Перов, Куинджи — минские «гастроли» этих и других не менее именитых певцов русской жизни стали возможны благодаря московскому коллекционеру Александру Володчинскому. Вчера обладатель одного из лучших собраний русской живописи конца XIX — начала XX века представил в главной художественной сокровищнице страны своих «любимых детей» — так Володчинский называет полотна, собранные им за последние два десятка лет. Грандиозную выставку и знатоки, и неофиты могут оценить в ближайшие три месяца. В НХМ подлинники пробудут до февраля следующего года.


В прошлом году творения из запасов Володчинского принимал московский Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Публика оценила — даже спустя несколько месяцев посетителей было едва ли не столько же, сколько и в день вернисажа. В Минске, уверен заведующий отделом русского и зарубежного искусства НХМ Алексей Хоряк, коллекцию ждет неменьший успех:

— Скажу так: это один из самых ярких музейных проектов последнего времени. По сути, сейчас в пяти наших залах размещена своя маленькая Третьяковская галерея.

Одним из первых шедевры патриархов и классиков русского художественного мира оценил министр культуры Борис Светлов. Чуть дольше задержался в одном из залов — там, где разместили наследие мировых знаменитостей, чья судьба связана с Беларусью. Хаим Сутин и Михаил Кикоин, Осип Цадкин и Полина Хентова — художники Парижской школы, известные и на Западе, и на Востоке, спустя годы вновь вернулись на родину. Борис Владимирович признается:

— Чувствуется, что коллекция собрана с любовью. В залах очень тонко воссоздана та камерная, теплая и в то же время праздничная атмосфера, которая просто не может не сопровождать столь значимое событие в художественных кругах страны. Эта коллекция — одна из лучших за последние годы. Она достойна музея такого уровня, как НХМ, а музей достоин такой коллекции.

Не менее внимательно работы наших соотечественников рассматривает российский искусствовед Владимир Петров — авторитетнейший эксперт Третьяковки, ценитель и исследователь творчества Валентина Серова. О белорусской составляющей коллекции говорит с уважением:

— Творчество этих авторов уникально и очень высоко ценится в мировом художественном сообществе. Рад, что в свое время был причастен к созданию этой коллекции, она формировалась буквально на моих глазах. Сегодня, кстати, обратил внимание на работу, которую до этого не видел, — это одна из картин Владимира Маковского. Братьям Маковским на выставке посвящен целый зал — определенно их полотна стоит увидеть не раз и, возможно, даже не два.

Маковские — особая любовь Александра Володчинского. Коллекционер (с белорусскими, кстати, корнями) с трепетом и волнением делится со всеми соотечественниками: в зале выставлено более 30 работ братьев Владимира и Константина Маковских. Хрестоматийный «Деспот семьи», к слову, тоже здесь.


Специально для выставки в Минске Александр Володчинский приобрел работу
«Урок музыки» (1930) нашего соотечественника Михаила Кикоина.

Сегодня собрание Александра Володчинского насчитывает больше трех сотен произведений. Коллекционер признается, что не ограничивает себя жесткими рамками, приобретает то, к чему лежит душа и чем болеет сердце:

— Возможно, кому–то мое собрание покажется слишком эклектичным и разношерстным — тут и передвижники, и Парижская школа, и импрессионисты... Моя классификация проста: нравится работа — покупаю, нет — предоставляю этот шанс другим. Если произведение запало в душу, буду биться за него до конца. Самое страшное для меня — это когда полюбившаяся картина уходит в другие руки. Тогда знаю: бессонная ночь мне точно обеспечена.

Завотделом русского и зарубежного искусства НХМ Алексей Хоряк (слева) и Александр Володчинский предлагают по-новому взглянуть на русскую академическую живопись.

Российский актер Леонид Каневский, специально приехавший на вернисаж поддержать давнего друга, откровенничает:

— Мы дружим уже больше сорока лет, и я все это время не перестаю восхищаться его энергией и деятельностью. При этом Александр Наумович — не из тех людей, которые прячут свои сокровища за семью замками, наслаждаясь искусством в одиночестве. Выставлять личную коллекцию — дело важное и благородное. Тем более в родном для него Минске. Признаюсь честно: это я стал инициатором его переезда в Москву. В те годы он был одним из самых главных зрителей в нашем театре на Малой Бронной, ходил на все спектакли, живо интересовался театральным и художественным искусством. Моя дочь воспитывалась на альбомах из его коллекции — у него ведь шикарнейшая библиотека.

Леонид Каневский.

— Сколько себя помню, все время что–то коллекционировал, — вместе с другом пускается в воспоминания и сам Александр Наумович. — Большую библиотеку собрал еще в Минске. В основном там были книги и альбомы по искусству, хотя достать их в те годы было непросто. Чтобы заполучить нужный экземпляр, ездил за город на импровизированные нелегальные рынки.

В Минск Володчинский приехал не с пустыми руками. Пейзаж выдающегося белорусского художника Витольда Бялыницкого–Бирули — подарок родине и нашему музею.

Одна из остановок искусствоведа Владимира Петрова – у «Ночной сцены» кисти Николая Сапунова.

— Надеюсь, картина займет достойное место в коллекции НХМ. Это мое признание в любви своей родине, месту, где жили предки и где родился я. Нынешнюю выставку хочу посвятить своим родителям и своей семье — самому дорогому, что есть в моей жизни. Если коллекция понравится минским зрителям, это будет для меня самым большим счастьем.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 192 (25074). Четверг, 6 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter