Когда маршал становится президентом. Бронислав Коморовский больше не “и.о. президента”: за него отдали голоса почти 53 процента поляков.

Вчера в королевском замке в Варшаве торжественно объявили результаты выборов, в которых приняло участие более 17 миллионов граждан Польши. Несмотря на то что бывшего маршала Сейма изначально считали фаворитом гонки, он выиграл с незначительным перевесом всего в 6 процентов. Коморовский уже вошел в историю как первый парламентарий, ставший президентом за последние два десятка лет.

Вчера в королевском замке в Варшаве торжественно объявили результаты выборов, в которых приняло участие более 17 миллионов граждан Польши. Несмотря на то что бывшего маршала Сейма изначально считали фаворитом гонки, он выиграл с незначительным перевесом всего в 6 процентов. Коморовский уже вошел в историю как первый парламентарий, ставший президентом за последние два десятка лет.

Победа Коморовского имеет далеко идущие последствия как для самой Польши, так и для стран-соседей. И хотя по закону польский президент обладает меньшими полномочиями по сравнению с премьером, не стоит воспринимать Бронека (так называют президента друзья) как свадебного генерала. У него большой опыт — стихийно, по-диссидентски Коморовский пришел в политику еще в 1970-х годах, а профессионально занимался ею с момента рождения независимой, постсоветской Польши — Третьей республики. У рассудительного и прагматичного Коморовского хорошие связи в польской политической элите. И, что самое главное, он лояльно относится к премьер-министру Дональду Туску: Коморовский входит в руководство либеральной партии “Гражданская платформа”, председателем которой является Туск. Получившийся властный тандем обещает быть гораздо более эффективным, чем пара Туск—Качиньский. Трагически погибший президент 18 раз налагал вето на законопроекты и часто расходился с Туском в международных вопросах. И тем не менее правительство Туска добилось, что Польша в прошлом году стала единственной страной ЕС, демонстрирующей экономический рост (1,7 процента). Теперь же действия премьера и президента будут более слаженными. Оба ратуют за расширение самоуправления, приватизацию, разрешение частной собственности на землю, уменьшение числа мест в Сейме, реформу системы образования. Внешняя политика также претерпит изменения — Коморовский уже успел высказаться за нормализацию отношений с восточными соседями.
Проигравший выборы Ярослав Качиньский не унывает: схватка за президентское кресло, по его словам, была лишь генеральной репетицией. Лидер консервативной партии “Закон и справедливость” взял курс на местные и парламентские выборы 2011 года. Шансы у партии, объединяющей более 22 тысяч поляков, высоки: либералы начнут реформы, которые в кризисное время могут понизить их рейтинг. Качиньский будет по полной использовать тот электоральный потенциал, который он успел накопить. Голосование, расколовшее страну на западных либералов и восточных консерваторов, хотя и не дотягивает по уровню до “четвертого раздела Польши”, как его успели окрестить, но показывает, что борьба за большинство в Сейме будет жесткой. Возможно, именно поэтому премьер Туск отказался от президентских амбиций: в запасе у него еще год работы, а как лидер партии он должен успеть подготовиться к очередной схватке.

Досье “НГ”

Знакомьтесь: пан президент
Имя: Бронислав Коморовский
Возраст: 58 лет
Происхождение: единственный сын графа Зигмунта Коморовского
Образование: исторический факультет Варшавского университета
Взгляды: либеральные
Карьера: работал в редакции журнала Slowo Powszechne, издавал подпольный журнал Glos. В 1979 году провел месяц в тюрьме за участие в демонстрации, в 1980—1981 годах работал в Центре социальных исследований профсоюза “Солидарность”. В 1981—1989 годах преподавал историю в семинарии. В 1990-е гг. активно занимался политикой. С 2007 года — спикер нижней палаты парламента — Сейма.
Семья: женат на Анне Дембовской, вместе с которой воспитывает пятерых детей

Мнение эксперта

Как изменятся отношения с Беларусью при Коморовском?

Владимир Улахович, директор Центра международных исследований БГУ
Сейчас в наших двусторонних отношениях начинается новый период. С именем Коморовского связывают более прагматичный подход. Неудивительно, что его поддержали такие фигуры, как бывший премьер Тимошевич и экс-президент Квасьневский, которые в общем-то хорошо относятся к Беларуси. Можно рассчитывать, что наш разлад, который длится уже несколько лет, будет преодолен. Мы видим, что тот вопрос, о который столько копий сломано, — с Союзом поляков — находит новое разрешение. И это открывает возможности для налаживания связей. Польша была одним из инициаторов “Восточного партнерства” и всегда относилась к числу тех государств, которые лоббируют интересы восточноевропейского региона. Это позитивно с точки зрения развития торгово-экономических связей. Важно, чтобы политические фигуры оправдали наши надежды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter