Когда хозяин станет барином?

Почему  отечественные  консервы  стали  «золушками»  в  супермаркетах

Почему  отечественные  консервы  стали  «золушками»  в  супермаркетах

Почти в каждом магазине на самых престижных местах по-хозяйски размещается импорт, а отечественную продукцию можно обнаружить, только присев на корточки: она пылится на нижних полках.  

Во многом парадоксальная ситуация — результат сложившейся практики в торговых организациях страны. Что надо сделать, чтобы наши плодоовощные консервы заняли подобающее им место? 

Принятая Государственная программа развития консервной отрасли на 2006—2010 годы призвана коренным образом изменить ситуацию. Вопрос производства плодоовощных консервов рассматривался на одном из заседаний Президиума Совета Министров в конце февраля текущего года. Тогда отчет перед правительством держали как производители, так и представители Министерства торговли, от которых во многом зависит реализация отечественной продукции. В частности, премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский поручил Минторгу разобраться в ситуации, почему плодоовощная консервированная продукция отечественных производителей выставлена в гастрономах в недоступных для взора покупателей местах. Более того, по вине отдельных торговых предприятий региональные производители не могут пробиться с плодоовощными консервами в торговую сеть крупных городов, в том числе и столичную. 

Прошло более месяца с памятного заседания Президиума Совета Министров. Я попытался выяснить, как выполняется поручение премьер-министра Беларуси, у первого заместителя министра торговли Михаила Свентицкого. К сожалению, времени для встречи в своем напряженном графике чиновник найти не смог. Однако, зайдя в любой гастроном, можно убедиться, что поручение правительства пока не выполнено в полном объ­еме. Об этом говорят и производители. 

К примеру, не в состоянии сломать административные барьеры в торговой сети республики одно из лучших предприятий концерна «Белгоспищепром» ОАО «Быховский консервный завод». Директор предприятия Сергей Переход уже несколько лет реализует правительственную программу развития отечественной  консервной отрасли. На территории предприятия возводится современный цех, который заменит устаревшее производство. В прошлом году здесь разработан бренд «Хозяин-барин», который уже знаком не только белорусскому покупателю, но также в Российской Федерации и Армении. 

— Надеемся добиться поставок консервной продукции в дальнее зарубежье, вплоть до Канады, Америки, Австралии, — рассказывает Сергей Переход. — Она придется по душе нашим соотечественникам, выходцам из стран бывшего Советского Союза, под специальным брендом «Ностальгия». И в этом нет ничего удивительного — тысячи наших соотечественников готовы отдать предпочтение продукции, изготовленной на родине, которая не содержит искусственных добавок и красителей. Соки, варенье и джемы, выпускаемые нашим предприятием, исключительно из натурального сырья, без каких-либо искусственных добавок. В пользу качества мы даже отказались от применения уксуса, который традиционно добавлялся в икру кабачковую, солянки и овощное рагу. 

Конкуренция на рынке вынудила быховчан отказаться от многих прежних рецептов изготовления плодоовощных консервов. Это положительно сказалось на вкусовых качествах продукции. Изменился в лучшую сторону и дизайн упаковки. Однако попытки директора ОАО «Быховский консервный завод» Сергея Перехода пробиться с продукцией предприятия на прилавки больших и малых столичных магазинов на протяжении ряда лет тщетны. Причина отказов банальна: столичная торговля не нуждается в отечественной консервной продукции. Это при том, что в рамках программы импортозамещения правительством поставлена масштабная  задача — увеличить ежегодное производство плодоовощных консервов с 254 миллионов до 403 миллионов условных банок. Только где и как их реализовать с пользой для государственной казны? 

На том же заседании Президиума Совета Министров отмечалось, что торговля Минска провалила в 2007 году планы по реализации отечественной консервной плодоовощной продукции.  

В нынешнем году к сезону заготовок концерн «Белпищепром» планирует ввести новые мощности на Горынском и Барановичском заводах пищевых продуктов, Пружанском и Глубокском консервных комбинатах. Если при сегодняшних объемах производства отечественные перерабатывающие предприятия испытывают серьезные трудности с реализацией продукции, то чего ожидать, когда ее объемы возрастут вдвое? 

 Согласно инвестиционной программе, утвержденной в правительстве, удвоит годовые объемы с нынешних 16 миллионов условных банок и Быховский консервный завод. Уже сегодня около 70 процентов кабачковой икры на отечественном рынке произведено этим предприятием. Ныне здесь развернута масштабная реконструкция стоимостью около 40 миллиардов рублей. После ее завершения вырастут объемы производства консервированной плодоовощной продукции, в том числе сока, зеленого горошка и икры кабачковой, которые стали своеобразной визитной карточкой предприятия. Но завод, как и прежде, будет ориентироваться на выпуск продукции в жестяной и стеклянной таре. Кстати, в Европе многие фирмы выпускают продукцию в экологичной стеклянной таре. К тому же Могилевский облисполком и Быховский  райисполком планируют создать специализированное хозяйство, которое бы занималось выращиванием сырья для нужд консервного завода. 

— Мы намерены предложить свой бренд «Хозяин-барин» агрофирме, — оптимистично смотрит в будущее директор ОАО «Быховский консервный завод» Сергей Переход. — Благодаря созданию такой структуры  мы получим законченный цикл производства. В итоге сам завод превратится в агрофирму, причем такое предложение поддержано на уровне вице-премьера Беларуси. 

Однако ответ на вопрос, станет ли быховский плодоовощной хозяин барином, впрочем, как и десятки других отраслевых перерабатывающих предприятий, следует искать уже сегодня.    

На снимке:  заместитель начальника отдела маркетинга предприятия Светлана Ведель: «Вся продукция только из натурального сырья». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter