Когда дороги ведут на СТО

Можно ли положить асфальт так, чтобы забыть про его ремонт на много лет?

Можно ли положить асфальт так, чтобы забыть про его ремонт на много лет?

Если кто-то ждет весну с надеждой и радостью, то для дорожников это время года — сущий кошмар. Шутка о том, что вместе со снегом начинает таять асфальт, для них звучит совсем не смешно. Как, впрочем, и для автолюбителей, которые с наступлением теплых деньков то и дело попадают в ямочные ловушки, что в итоге заканчивается незапланированными свиданиями с работниками станций техобслуживания. И хотя общее состояние дорожной сети в нашей стране значительно лучше, чем в России, Казахстане, Украине или даже в Литве, водителей это мало успокаивает. Почему же некоторые дороги порой похожи на полосу препятствий, кто виноват и, самое главное, что делать?

Экзамен на прочность

Не думала не гадала менеджер по туризму Ирина Кравчук, что ей придется наведаться в страховую компанию буквально через пару месяцев после заключения договора. Под Новый год женщина наконец-то обзавелась долгожданным, почти новеньким Daewoo Matiz. Но радоваться своей мечте пришлось недолго. “Возвращалась вечером от родителей, и в сумерках не сразу заметила яму. На скорости тряхнуло так, словно налетела на мину, — рассказывает Ирина. — Неожиданное препятствие не только пробило колесо и повредило подвеску. Следовавший за мной водитель “фольксвагена” не успел среагировать на мое торможение и основательно помял моей птичке заднее крыло”. Глубина ямы оказалась приличной — около пятнадцати сантиметров, и при этом никаких ограждений, сетует женщина и уже подумывает о том, чтобы подать на дорожников в суд. 

Увы, подобные истории нередки и случаются не только на проселочных дорогах. В середине февраля на одном из участков Минской кольцевой в дорожные “капканы” угодили одновременно с десяток автомобилей. Движение было парализовано, а пострадавшим водителям пришлось дружно паковать в багажники разбитые колеса.

Километры в тумане

Не секрет, что пока основной ремонт дорог у нас сводится лишь к залатыванию дорожных дыр. И хотя дорожники утверждают, что они работают только с литым асфальтобетоном, через год-полтора вокруг новой латки снова образуются выбоины. Автомобилисты горестно шутят: ездить по таким дорогам — все равно что ходить в штопанных по много раз носках. Конечно, в определенной степени вину можно списать на наш непредсказуемый климат. Оказывается, туманных дней в Минске даже больше, чем в Санкт-Петербурге. Высокая влажность, резкие перепады температур губительно влияют на дорожное полотно. По нему идут трещины, во время оттепели в них попадает вода, которая при минусовой температуре замерзает, расширяется и превращает трещины в колдобины.

Законы физики еще никто не отменял, но только ли в погоде дело? В Финляндии, например, или в Германии климат тоже не сахар, но эти страны, по оценкам экспертов Всемирного банка, входят в тройку лидеров по качеству дорог.

Недешевое удовольствие

В Министерстве транспорта и коммуникаций главной проблемой считают недостаток финансовых средств. И приводят неутешительную статистику: удельный вес финансирования дорожного строительства в структуре бюджетных расходов снизился за пять лет более чем в два раза — с четырех процентов в 2008 году до 1,9 процента в 2013-м. Госпрограмма “Дороги Беларуси”, рассчитанная до 2015 года, в прошлом году профинансирована только наполовину от потребностей. В результате должны были отремонтировать около 500 километров трасс, по факту же получилось немногим больше 30 километров. “Поймите, если асфальт лежит десять лет, с ним ничего не происходит, — объясняет заместитель начальника главного управления автодорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев. — Но если этой дороге 30—40 лет, и она ни разу не ремонтировалась, о чем можно говорить?” А ведь после 20—25-летнего срока службы дорога нуждается в капитальном ремонте. Межремонтные работы (фрезеровка верхнего слоя) должны проводиться раз в семь лет. К тому же срок службы асфальтобетонной дороги напрямую зависит от того, что лежит под ней. Если современные стандарты строительства предусматривают наличие под асфальтом минимум 50 сантиметров слоя твердого основания, то 30—40 лет назад дороги прокладывали на слое песка не более 20 сантиметров толщиной. Вот и получаются то ямы, то ухабы.

В правительстве рассчитывают, что введение с этого года так называемого транспортного сбора с автовладельцев позволит улучшить качество дорожной сети. Но уповать только лишь на деньги тоже, наверное, неправильно. Можно устлать ими каждый сантиметр дорог, но если не будем соблюдать технологии процесса, культуру производства — толку не будет.

Белорусские ученые регулярно радуют дорожников инновационными разработками. К примеру, недавно в одной из лабораторий БНТУ продемонстрировали новые полимерные гранулы, применение которых делает асфальтобетон более крепким, долговечным и устойчивым к высоким плюсам и резким минусам. Кроме того, на практике освоили технологию ямочного ремонта с помощью инфракрасного разогревателя, что позволяет сэкономить до 50 процентов затрат.

— На основе импортных аналогов мы разработали свои технологии, которые не менее эффективны, — рассказывает доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог БНТУ Анатолий Куприянчик. — Например, для улучшения прочностных свойств асфальтобетона используются модифицированные битумы с полимерными наполнителями. Срок службы таких дорог в полтора-два раза выше срока службы асфальтобетона.

Но все начинается с качества работы, ответственного и добросовестного подхода к делу, считает эксперт. В частности, в той же Германии ямочный ремонт предполагает обязательное соблюдение целого ряда технологических операций. Причем большое внимание отводится подготовке к укладке, промывке и просушке ямы. В какой-то степени это можно сравнить с пломбировкой зуба: если все сделать грамотно, пломба не доставит хлопот пациенту.

Заплаты и зарплаты

Еще один момент, заставляющий немецкие компании, которые занимаются обслуживанием дорог, четко следить за качеством, — все работы по асфальтированию имеют гарантию. Если на дороге появляются дефекты, подрядчик обязан все переделать уже за свой счет. Любая аварийная ситуация, вызванная пробоинами на дороге, может обернуться судебным иском. Поэтому когда прошлой зимой в Европе установились рекордно низкие температуры, разрушающие дорожное покрытие, подрядчики настояли на введении ограничений скорости на большинстве дорог. А как только погода позволила, по всей стране начался массовый ремонт автострад.

Никто не спорит, строительство дорог и поддержание их в нормальном состоянии стоит недешево. Но с другой стороны, именно через дороги  многие теперь уже развитые государства когда-то восстанавливали свою экономику. А в век глобальной конкуренции и интенсивной торговли без совершенных коммуникаций очень легко скатиться на обочину мировой индустрии. Беларусь как транзитное государство должна сохранить высокое качество дорог не только как важнейший элемент экономической инфраструктуры, но и как фактор конкурентного преимущества.

 Рейтинг городов по количеству ям

Минск — 283
Гомель — 22
Могилев — 21
Гродно — 15
Витебск — 15
Барановичи — 14
Бобруйск — 13
Слуцк — 11
Молодечно — 10
Борисов — 9

Города по количеству исправленных ям:

Минск — 75
Гродно — 8
Гомель — 7
Слуцк — 7
Брест — 4
Борисов — 4
Могилев — 3
Буда-Кошелево — 3

Данные с сайта belyama.by

В тему

Осторожно, яма!

“НГ” отобрала наиболее заметные происшествия, связанные с состоянием наших дорог

  • Утром 11 февраля этого года на 31-м километре МКАД в нескольких местах просел грунт и образовались ямы шириной около 50 сантиметров, глубиной около 30. Повреждения получили более десяти автомобилей.
  • 15 февраля на трассе возле деревни Наумовичи недалеко от Гродно два автомобиля один за другим въехали в яму размерами полтора на полметра и глубиной 12 сантиметров. Поврежденными оказались подвески, диски, шины и бамперы. Один из водителей рассказал, что тем же вечером яму обозначили знаком, а через два дня залатали.
  • Поступок жителя Барановичей Алексея Шугаева достоин и внимания, и уважения. Он не стал дожидаться приезда дорожников и самостоятельно засыпал яму на тротуаре. “Про нее мне рассказал товарищ, ставший свидетелем того, как детская коляска провалилась туда одним колесом. Рядом дети катались на роликах. На следующий день приехал к злополучному месту с лопатой, тачкой и песком, выгреб весь мусор из ямы, засыпал ее песком и затрамбовал. Неподалеку от этого места стоит рекламный щит о проблеме равнодушия в обществе. Нам самим не надо быть равнодушными к проблемам, даже если это просто яма”, — считает Алексей.
  • А это уже улица Ленина в Минске. В середине февраля здесь “провалился” канализационный люк, в результате образовалась яма, которая неделю была серьезной угрозой для водителей. Им приходилось нарушать правила, пересекать сплошную линию разметки и выезжать на полосу встречного движения. “Неужели должно случиться лобовое столкновение, чтобы дорожники работали оперативнее?” — негодуют водители.
  • Летом прошлого года в Гомеле на пересечении проспекта Космонавтов и улицы Дворникова в яму провалилось колесо троллейбуса. А если бы на его месте оказался легковой автомобиль?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter