Кто и как будет готовить работников для умных фабрик

Ключевой ресурс

Смарт-индустрия — завтрашний день белорусской экономики. Исходя из мирового тренда на инновационный путь развития, это безальтернативный вариант. Но чтобы процесс цифровой трансформации шел «по графику», уже сегодня нужно подумать о том, кто будет работать на умных фабриках. В инновационных преобразованиях наряду с передовыми технологиями квалифицированные кадры — ключевой ресурс. В состоянии ли университеты и колледжи организовать процесс подготовки и переподготовки специалистов, соответствующих новым критериям организации бизнес-процессов? Как сформировать перечень компетенций будущих инженеров и айтишников, которым предстоит реализовывать концепцию «Индустрия 4.0»? Что думают по этому поводу эксперты?

Как не попасть в квалификационную яму?

Обычная практика, когда выпускники технических вузов подвергаются профессиональной шлифовке уже на рабочих местах. Однако если разрыв между компетенциями молодого специалиста и требуемым для решения производственных вопросов набором навыков и знаний слишком велик, можно угодить в квалификационную яму. Высокотехнологичные отрасли остро нуждаются в работниках, способных брать на себя здесь и сейчас функции провайдеров идей цифровой трансформации экономики. Существует реальный запрос на подготовку специалистов, так сказать, в опережающем темпе. Представители сферы образования сходятся во мнении: чтобы подготовить специалиста завтрашнего дня, нужно сегодня четко понимать, какими профессиональными навыками он должен обладать на выходе из альма-матер. Так кто же должен взять на себя роль разработчика набора hard skills будущего профи: учреждения образования или производственные организации?

— Мы готовы проводить активную работу с заказчиками кадров по выстраиванию содержания образования и определению количественных показателей обу­чения
, — выразил точку зрения регулятора начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович. — Но нужно четко понимать, в каких секторах экономики в первую очередь будет проходить цифровая трансформация, каких видов экономической деятельности она коснется.

Система образования готова взять на себя роль исполнителя некоего заказа со стороны производителей. Здесь можно говорить как об открытии новых специальностей, так и о приращении компетенций готовых специалистов в формате дополнительного образования. Впрочем, на взгляд Сергея Касперовича, необходимости в расширении перечня специальностей на сегодняшний день нет. Более рациональным представляется путь профилизации образовательных программ. Новая редакция Кодекса об образовании позволяет университетам при необходимости вносить изменения в содержание учебных дисциплин.

На основе анализа рынка труда Министерство образования совместно с высшими учебными заведениями определило наиболее перспективные направления подготовки специалистов. В их числе управление цифровым предприятием, аппаратно-программные системы и сети для управления технологическим оборудованием и контроля состояния технических систем в процессе эксплуатации, технологии искусственного интеллекта, моделирование и проектирование радиоэлектронных систем, робототехника и автоматизированные производственные технологии, сенсорные сети, системы радиочастотной идентификации, создание материалов с новыми функциональными свойствами, виртуальная и дополненная реальность, технологии блокчейн и ряд других. От производственного сектора и профильных ведомств университеты и колледжи ждут более активного участия в образовательном процессе. Речь идет о содержании учебных программ, организации практики, формировании тем курсовых и дипломных работ, а также рекомендаций по дополнительному образованию.

Для эффективного решения задач по цифровизации должны быть расширены компетенции и тех работников, кто уже занят в той или иной сфере производства. Стратегия совершенствования национальной системы повышения квалификации предусматривает создание секторальных советов при отраслевых органах управления — министерствах и концернах. Коллегиально выработанные требования к уровню квалификации специалистов планируется интегрировать в образовательные стандарты, учебные программы и планы. Реализация таких программ возможна как на базе системы высшего и среднего специального образования, так и в отраслевых институтах повышения квалификации.

Инженерный «спецназ»

Есть ниши, в которых ведущие технические университеты страны явно способны обеспечить технологический прорыв и взять на себя роль лидеров. Наше образование стоит на пороге реализации концепции «Университет 4.0». И если предыдущая модель позволила вузам развить коммерческий подход к технологиям и продвинуть культуру стартапов, следующим этапом должно стать создание на базе университетов платформ для решения проблем и вызовов, с которыми предприятия не в состоянии справиться самостоятельно. Пример такого подхода с успехом демонстрирует Санкт-Петербургский политехнический университет. В вузе выстроена экосистема инноваций «Технополис «Политех». Один из ее компонентов — Центр научно-технических исследований «Новые производственные технологии». В Российской Федерации этот центр занимает позицию лидера цифровой трансформации промышленности на основе цифровых двойников. «Применяя передовые цифровые технологии и платформы, мы проектируем изделие так, чтобы оно проходило испытание с первого раза», — озвучил принцип решения высокотехнологичных производственных задач проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков.

Еще одна важная подсистема экосистемы инноваций санкт-петербургского политеха — передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг». Здесь, по выражению проректора, готовят инженерный «спецназ». В процессе обучения будущие специалисты участвуют в прорывных научно-технологических разработках и исследованиях, направленных на решение актуальных фронтирных задач. Выпускникам школы, утверждает Алексей Боровков, не понадобится наставничество более опытных коллег. Инженеры-«спецназовцы» сами выступят в роли носителей передовых знаний.

— Одна из проблем, возникающая в процессе обучения, — поделился образовательным подходом Алексей Боровков, — заключается в том, что некоторые преподаватели университетов сами долгое время не выполняли НИОКР по заказам высокотехнологичных компаний. Первое, на что мы обращаем внимание, это какой объем НИОКР выполняется на кафедре или в высшей школе. Если такая работа отсутствует, то можно говорить лишь о предоставлении хорошего базового образования, а не о технологическом прорыве. Формируются лишь цифровые навыки, но никак не цифровые компетенции мирового уровня.

К слову, участие студентов в передовых разработках учит не только техническим, но и коммерческим навыкам. Благодаря инновационным подходам к образовательному процессу каждый вложенный в обучение бюджетный рубль университет приумножает на три внебюджетных рубля. Неплохая рентабельность.

Степень — ступень к новому уровню

Подготовка магистров, кандидатов и докторов наук — ключевое звено в формировании научных школ в тех областях, которые нужны для развития экономики. Без научной элиты, как показывает опыт российского университета, технологический прорыв невозможен. Специалисты высшей научной квалификации должны стать драйвером процессов цифровизации.

Однако статистика, которая имеется в распоряжении Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (­БелИСА), заставляет задуматься над тем, как поднять престиж ученой степени. Уменьшается количество аспирантов, обучающихся по техническим и естественно-научным специальностям, в том числе и в области информационно-коммуникационных технологий. Соответственно, сокращается и количество диссертаций. В 2011 году защитились 520 человек, в 2021-м число получивших ученую степень упало до 347. Из реального сектора, включая сферу ИКТ, на подготовку научных работников высшей квалификации поступает всего 20 заявок в год. Заказ, по сути, формируется из личных представлений руководителя о том, сколько нужно кадров НРВК, либо из личных интересов диссертанта, проанализировал ситуацию начальник отдела научно-методического обеспечения прогнозирования потребности научных работников высшей квалификации БелИСА Александр Захаров. Несомненно, нужно менять этот подход. Разработаны методические рекомендации определения потребности в НРВК на основе Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2021—2025 годы и на период до 2040 года. Поставлена цель: к 2040-му повысить показатель обеспеченности экономики НРВК с 0,16 до 0,5 процента (имеется в виду доля НРВК в общей массе населения страны). Акцент — на увеличение доли «остепененных» работников с естественно-научными и техническими специальностями.

На ряде дискуссионных панелей эксперты подчеркивают: человек должен быть умнее искусственного интеллекта. Только тогда машины станут помощниками, а не вредителями. Есть немало случаев, когда компании, выбрав путь экстренной цифровизации, попросту утонули в объеме ненужных данных. В начале 2018 года компания TESLA, по признанию Илона Маска, не смогла достичь заданных объемов производства из-за несовершенства самой роботизированной линии на планете. Линию остановили, а на фабрику вернули рабочих. Технологический форсайт возможен при условии баланса между возможностями умной техники и компетенциями человека.

t.shchedrenok@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter