О планах и перспективах «Арабского НАТО»

Клинки Аравийского полуострова

Слухи о возможном военном союзе, складывающемся из государств Аравийского полуострова и их соседей, циркулируют уже несколько недель. Еще несозданный военный блок военные то ли в шутку, то ли всерьез уже назвали «Арабским НАТО». Странное название, но простим экспертам их желание все приводить к единому знаменателю. Гораздо интереснее, что за новый блок может появиться в ближайшее время, и каковы перспективы этого объединения? 


Проект создания «Ближневосточного стратегического альянса» (БСА) планируют обсудить в октябре этого года на встрече в Вашингтоне. Как ожидается, в новый союз войдут шесть государств Персидского залива — Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Оман, а также их соседи — Египет и Иордания. Желание создать этот военно-политический блок приписывают США. Основными его задачами, как указывают наблюдатели, может стать стабильность в регионе, читай сдерживание Ирана, а также защита общности интересов в Сирии и Йемене. Не исключено, что потенциально альянс может противостоять российским интересам на Ближнем Востоке, учитывая обеспокоенность и государств Залива, и их западных союзников. 

Приписывать создание очередного «Ближневосточного пакта» исключительно Вашингтону было бы ошибкой — такой альянс соответствует интересам всех стран региона, в первую очередь — государств Аравийского полуострова, которые стремятся обеспечить свою безопасность меньшими затратами, то есть за счет США. Без вложений США обороноспособность этих стран практически равна нулю. Это еще раз доказала операция против хуситов в Йемене. Отчасти поэтому, по-видимому, появилась идея подключить к новому блоку Египет и Иорданию, армии которых более боеспособны. 

При всей заинтересованности США в новом проекте, Вашингтон вряд ли станет членом альянса официально. В тени проекта могут остаться еще два потенциальных союзника США — Израиль и Великобритания. 

Активные контакты с Израилем, в том числе и в оборонной области, страны Залива стали развивать не так давно. И первенство здесь принадлежит двум антагонистам — Саудовской Аравии и Катару. При этом у двух потенциальных участников «оборонного проекта» — Египта и Иордании — с Израилем имеются официальные отношения, что будет облегчать контакты организации с Иерусалимом. Не войдет в проект, но поддержит его дипломатически и, возможно, финансово Великобритания, по-прежнему сохраняющая интересы в регионе и, так же как США и союзники по Заливу, заинтересованная в безопасности путей транспортировки нефти. 

Да и с определенной долей уверенности можно говорить о том, что инициатива оборонного проекта исходит от саудовского принца Мухаммада бин Салмана, активно выступающего против иранской гегемонии на всем Ближнем Востоке. 

Итак, в пользу военного альянса в Заливе говорят пока заинтересованность в нем всех потенциальных участников проекта, активная политика в регионе американского президента и аравийского наследника престола, а также несколько объективных обстоятельств — неудачи Эр-Рияда в Сирии и Йемене и расширение влияния в регионе Тегерана. 

Факторы же против создания военно-политического блока в Заливе выглядят чуть сильнее. Во-первых, в американской администрации, даже у нынешних «ястребов», вроде Майкла Помпео, нет четкого видения иранской политики, и в частности того, каким образом арабский военно-политический блок будет противостоять Ирану. Во-вторых, остаются нерешенными противоречия между потенциальными участниками «Арабского НАТО», в частности не разрешен конфликт между большинством стран Залива и Катаром. Потенциальные основные доноры (Эр-Рияд, Абу-Даби и Доха) сначала должны договориться между собой, а затем переходить к «иранской проблеме». И в-третьих, учитывая нынешние действия американской администрации на международной арене, логично предположить, что США стремятся минимизировать свои внешнеполитические затраты, а создание нового пакта может обойтись президенту Дональду Трампу достаточно дорого. Вложения любого из предшественников Трампа после 1991 года в обороноспособность Залива во многом превышали конечные результаты таких инвестиций. 

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter