Эдуард Навогонский снимает любительские фильмы из «зоны»
Однажды мне довелось присутствовать на заседании комиссии райисполкома по делам несовершеннолетних. Мальчишка лет пятнадцати пыхтел–краснел, оправдывался... Короче, был задержан сотрудником милиции на дискотеке в нетрезвом состоянии. Говорит, старший брат приехал в отпуск из армии — угостил. Члены комиссии как следует пропесочили юнца, и тот, казалось, готов был от стыда сквозь землю провалиться.
Второй паренек оказал комиссии яростное сопротивление: «Да что вы ко мне прицепились! Хватит... Ну украл! Не победнеет старик... Жив будет».
Наглость пацана меня возмутила. Знает, что неподсуден, — возраст не тот. А увещевания, как я понял, не для него. Родители уже дали ему свое «воспитание»: отец сидит в тюрьме за воровство, а мать пьет беспробудно.
Эти эпизоды вспомнились мне не случайно. Сидим в Орше в небольшой комнатушке с Эдуардом Навогонским и смотрим по телевизору его фильмы из «зоны». Шутя и толкаясь, ребята, состоящие на учете в милиции, проходят через контрольно–пропускной пункт колонии, с любопытством рассматривают колючую проволоку на заборе, зарешеченные окна в секциях...
И вот «герои» уличной толпы уже в актовом зале: слушают психолога, задают вопросы осужденным сверстникам. «Ребята, не попадайте сюда, — обращается к ним юноша в казенной робе. — Я по глупости сел, теперь об этом сожалею, да поздно. Как вам завидую — вы на свободе... Можете сегодня вечером пойти с девушкой на дискотеку, в кино, погулять в парке, посидеть в кафе. А у нас такой возможности нет. Понимаете?»
Кинокамера крупным планом показывает лица ребят с улицы, лица воспитанников колонии. Звучит бередящая душу музыка. У кого–то даже на глаза наворачиваются слезы...
Спрашиваю Эдуарда Эдуардовича, почему он стал снимать фильмы о заключенных.
— Однажды мне в руки попалась чья–то любительская камера, что–то снял, проявил — понравилось. Было это более тридцати лет назад. С тех пор и снимаю. В моей кинотеке уже около трехсот фильмов. В основном по 20 — 40 минут. Тематика разная — история Орши, люди города, события, даты, туризм, природа, культура, спорт... Есть даже заказные фильмы по технике безопасности. А насчет съемок в исправительно–трудовых учреждениях все объясняется просто — работаю в колонии психологом.
Просматриваю названия фильмов и вижу, как они четко тематически выстроены. Прибытие в «зону» новичков — подростков, адаптация к жестким условиям новой жизни, сложные взаимоотношения, растерянность, слезы, отчаяние... Попытка побега, признание рецидивиста, молебен в церкви за колючей проволокой, встреча осужденных с родителями. А вот фильм о содержании пожизненно заключенных: ужас, не дай бог...
Прошу Эдуарда Эдуардовича поставить кассету, где запечатлена встреча трудных подростков с человеком, который, можно сказать, всю жизнь провел за решеткой.
Продолговатое, испещренное морщинами лицо, глубоко впавшие глаза под густыми бровями, втянутые щеки, глухой голос: «Жизнь прожита зря, ничего уже не поделаешь. Почти 60 лет мотаюсь по тюрьмам. Воровство, драки... Сорвался в таком вот возрасте, как вы, а потом засосало. Что хорошего я видел в жизни? Что сделал? Ничего! Нет ни семьи, ни детей... Скоро закончится срок — уйду в дом престарелых...»
Понурив головы, ребята покидают колонию. Молча, без единой улыбки...
— Этот фильм рассчитан на тех, кто находится сегодня на грани свободы и колонии, — поясняет Навогонский. — Нужно ли говорить, какое воспитательное значение он имеет среди трудных подростков? Некоторые из них и представления не имели, что там, за колючей проволокой, а побывав в «зоне» на экскурсии, задумываются о своем поведении. Для правоохранительных органов — это прекрасный материал в работе с молодежью, склонной к различным преступлениям.
Есть у Эдуарда Эдуардовича и фильм, рассчитанный на тех безусых юнцов, которые впервые оказались в следственном изоляторе и ждут приговора суда. Чтобы им не казалось, что жизнь остановилась и впереди нет просвета, показывают киноленту Навогонского под обнадеживающим названием «Фрегат надежд». В детской колонии имеется все для того, чтобы продолжить учебу, получить специальность, окрепнуть физически, развить свои интеллектуальные способности. К услугам воспитанников — школа, профессионально–техническое училище, производственные цехи, клуб, где работают различные творческие секции, спортивный зал, площадки... Да, парень, ты оступился, упал, но можешь подняться, у тебя есть будущее — такова главная мысль фильма.
Эдуард Навогонский хотел познакомить меня с героем фильма «Одиннадцать лет на свободе», но почему–то в назначенное время «артист» на встречу не пришел. Возможно, что–то случилось... Дело не в этом. За убийство человек был приговорен к 14 годам, отсидел 12. Вышел, нашел работу, женился — все в порядке. Фильм говорит о том, что, получив даже длительный срок, можно раньше времени выйти на свободу, обрести вторую жизнь и не возвращаться больше никогда за колючую проволоку. Я видел этого человека на экране телевизора и поверил в искренность его рассказа. Думаю, многим заключенным этот фильм поможет найти в себе силы поверить в свое будущее.
Интересуюсь у Эдуарда Эдуардовича, кто помогает ему создавать фильмы. Что касается правовой тематики, то она разрабатывается в департаменте исполнения наказаний МВД под руководством полковника внутренней службы Александра Пастушени. Все остальные работы, как говорится, дело рук мастера: он сам себе режиссер... Сам находит темы, пишет сценарии, снимает, монтирует, подбирает музыку. На все это уходит уйма времени. Однажды, выполняя поручение департамента (срочно нужен был фильм к какому–то совещанию), непрерывно работал 22 часа и в назначенное время представил кассету для просмотра. Это была именно та «ложка», которая всегда «дорога к обеду».
Кино с проекцией на свободу
Эдуард Навогонский снимает любительские фильмы из «зоны»