Кино с проекцией на свободу

Эдуард Навогонский снимает любительские фильмы из «зоны»
Эдуард Навогонский снимает любительские фильмы из «зоны»

Однажды мне довелось присутствовать на заседании комиссии райисполкома по делам несовершеннолетних. Мальчишка лет пятнадцати пыхтел–краснел, оправдывался... Короче, был задержан сотрудником милиции на дискотеке в нетрезвом состоянии. Говорит, старший брат приехал в отпуск из армии — угостил. Члены комиссии как следует пропесочили юнца, и тот, казалось, готов был от стыда сквозь землю провалиться.

Второй паренек оказал комиссии яростное сопротивление: «Да что вы ко мне прицепились! Хватит... Ну украл! Не победнеет старик... Жив будет».

Наглость пацана меня возмутила. Знает, что неподсуден, — возраст не тот. А увещевания, как я понял, не для него. Родители уже дали ему свое «воспитание»: отец сидит в тюрьме за воровство, а мать пьет беспробудно.

Эти эпизоды вспомнились мне не случайно. Сидим в Орше в небольшой комнатушке с Эдуардом Навогонским и смотрим по телевизору его фильмы из «зоны». Шутя и толкаясь, ребята, состоящие на учете в милиции, проходят через контрольно–пропускной пункт колонии, с любопытством рассматривают колючую проволоку на заборе, зарешеченные окна в секциях...

И вот «герои» уличной толпы уже в актовом зале: слушают психолога, задают вопросы осужденным сверстникам. «Ребята, не попадайте сюда, — обращается к ним юноша в казенной робе. — Я по глупости сел, теперь об этом сожалею, да поздно. Как вам завидую — вы на свободе... Можете сегодня вечером пойти с девушкой на дискотеку, в кино, погулять в парке, посидеть в кафе. А у нас такой возможности нет. Понимаете?»

Кинокамера крупным планом показывает лица ребят с улицы, лица воспитанников колонии. Звучит бередящая душу музыка. У кого–то даже на глаза наворачиваются слезы...

Спрашиваю Эдуарда Эдуардовича, почему он стал снимать фильмы о заключенных.

— Однажды мне в руки попалась чья–то любительская камера, что–то снял, проявил — понравилось. Было это более тридцати лет назад. С тех пор и снимаю. В моей кинотеке уже около трехсот фильмов. В основном по 20 — 40 минут. Тематика разная — история Орши, люди города, события, даты, туризм, природа, культура, спорт... Есть даже заказные фильмы по технике безопасности. А насчет съемок в исправительно–трудовых учреждениях все объясняется просто — работаю в колонии психологом.

Просматриваю названия фильмов и вижу, как они четко тематически выстроены. Прибытие в «зону» новичков — подростков, адаптация к жестким условиям новой жизни, сложные взаимоотношения, растерянность, слезы, отчаяние... Попытка побега, признание рецидивиста, молебен в церкви за колючей проволокой, встреча осужденных с родителями. А вот фильм о содержании пожизненно заключенных: ужас, не дай бог...

Прошу Эдуарда Эдуардовича поставить кассету, где запечатлена встреча трудных подростков с человеком, который, можно сказать, всю жизнь провел за решеткой.

Продолговатое, испещренное морщинами лицо, глубоко впавшие глаза под густыми бровями, втянутые щеки, глухой голос: «Жизнь прожита зря, ничего уже не поделаешь. Почти 60 лет мотаюсь по тюрьмам. Воровство, драки... Сорвался в таком вот возрасте, как вы, а потом засосало. Что хорошего я видел в жизни? Что сделал? Ничего! Нет ни семьи, ни детей... Скоро закончится срок — уйду в дом престарелых...»

Понурив головы, ребята покидают колонию. Молча, без единой улыбки...

— Этот фильм рассчитан на тех, кто находится сегодня на грани свободы и колонии, — поясняет Навогонский. — Нужно ли говорить, какое воспитательное значение он имеет среди трудных подростков? Некоторые из них и представления не имели, что там, за колючей проволокой, а побывав в «зоне» на экскурсии, задумываются о своем поведении. Для правоохранительных органов — это прекрасный материал в работе с молодежью, склонной к различным преступлениям.

Есть у Эдуарда Эдуардовича и фильм, рассчитанный на тех безусых юнцов, которые впервые оказались в следственном изоляторе и ждут приговора суда. Чтобы им не казалось, что жизнь остановилась и впереди нет просвета, показывают киноленту Навогонского под обнадеживающим названием «Фрегат надежд». В детской колонии имеется все для того, чтобы продолжить учебу, получить специальность, окрепнуть физически, развить свои интеллектуальные способности. К услугам воспитанников — школа, профессионально–техническое училище, производственные цехи, клуб, где работают различные творческие секции, спортивный зал, площадки... Да, парень, ты оступился, упал, но можешь подняться, у тебя есть будущее — такова главная мысль фильма.

Эдуард Навогонский хотел познакомить меня с героем фильма «Одиннадцать лет на свободе», но почему–то в назначенное время «артист» на встречу не пришел. Возможно, что–то случилось... Дело не в этом. За убийство человек был приговорен к 14 годам, отсидел 12. Вышел, нашел работу, женился — все в порядке. Фильм говорит о том, что, получив даже длительный срок, можно раньше времени выйти на свободу, обрести вторую жизнь и не возвращаться больше никогда за колючую проволоку. Я видел этого человека на экране телевизора и поверил в искренность его рассказа. Думаю, многим заключенным этот фильм поможет найти в себе силы поверить в свое будущее.

Интересуюсь у Эдуарда Эдуардовича, кто помогает ему создавать фильмы. Что касается правовой тематики, то она разрабатывается в департаменте исполнения наказаний МВД под руководством полковника внутренней службы Александра Пастушени. Все остальные работы, как говорится, дело рук мастера: он сам себе режиссер... Сам находит темы, пишет сценарии, снимает, монтирует, подбирает музыку. На все это уходит уйма времени. Однажды, выполняя поручение департамента (срочно нужен был фильм к какому–то совещанию), непрерывно работал 22 часа и в назначенное время представил кассету для просмотра. Это была именно та «ложка», которая всегда «дорога к обеду».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter