«Хорошо, когда руководителю повезло на экономиста»

ОДНАЖДЫ в одном районе я спросил у главного экономиста хозяйства: «Какая у вас себестоимость зерна?» — «А какая вам нужна?» — улыбнулась девушка. — «Такая, какая у вас есть!» Долго не думая, ответила: «Такая, какая в среднем по республике». — «А конкретно?» — не отставал я от молодого специалиста. «Ну, тогда напишите такую себестоимость, чтобы нам не было стыдно». Эту историю, похожую на анекдот, я рассказал в начале нашей беседы первому заместителю председателя, начальнику управления сельского хозяйства и продовольствия Глубокского райисполкома Виналию ПЕТКЕВИЧУ.

О рентабельности продаж — сегодня и в перспективе, а также о людях ее обеспечивающих — первый заместитель председателя Глубокского райисполкома Виналий Петкевич.

ОДНАЖДЫ в одном районе я спросил у главного экономиста хозяйства: «Какая у вас себестоимость зерна?» — «А какая вам нужна?» — улыбнулась девушка. — «Такая, какая у вас есть!» Долго не думая, ответила: «Такая, какая в среднем по республике». — «А конкретно?» — не отставал я от молодого специалиста. «Ну, тогда напишите такую себестоимость, чтобы нам не было стыдно». Эту историю, похожую на анекдот, я рассказал в начале нашей беседы первому заместителю председателя, начальнику управления сельского хозяйства и продовольствия Глубокского райисполкома Виналию ПЕТКЕВИЧУ.

— Не завидую руководителю хозяйства, в котором работает такой экономист, — отреагировал на мой рассказ Виналий Мефодьевич. — В нашем районе таких горе-специалистов нет. Одно дело, когда кто-то лучше работает, кто-то хуже. И совсем другое — когда человек, можно сказать, ничего не понимает в своем деле. Сегодня любой руководитель промышленного предприятия или сельскохозяйственной организации без толкового экономиста как без рук. С каждым годом темпы производства растут, вал продукции увеличивается. И нам не безразлично, сколько стоит эта продукция, куда мы можем ее реализовать и что за нее получим. От этого ведь зависит развитие любого предприятия, любой организации. Естественно — и уровень зарплаты людей, решение социальных проблем. В этом году мы должны произвести продукции сельского хозяйства в сельхозпредприятиях на 166,8 миллиарда рублей, а по прогнозу в 2015 году — на 284 миллиарда. Если сейчас намолотили 64,1 тысячи тонн зерна, то к концу пятилетки должны выйти на уровень 127 тысяч тонн. Более чем в два раза больше планируем собрать картофеля. Увеличатся прирост и реализация животноводческой продукции. Рентабельность продаж в организациях сельского хозяйства к концу 2015 года прогнозируется на уровне 10 процентов, сейчас она ожидается в пределах 3,6 процента, при минусовой в прошлом году. Рост производительности труда должен составить 110 процентов. Скажите, разве можно достичь таких показателей без экономистов?

— Конечно нет.

— Я всегда говорил, что хороший экономист — это главное лицо на любом производстве. Он должен не только проверить наряды, посмотреть расценки, зарплату, расписаться и т. д. Экономист — это творческая личность, человек, от природы обладающий аналитическим умом. Допустим, в хозяйстве нужно вспахать поле. Он обязан просчитать все, что связано с этой работой: и какой будет трактор, и какие плуги, и сколько будет израсходовано горючего и т. д. и т. п. Из всех вариантов ему нужно выбрать наиболее экономически выгодный и предложить его руководителю. В конечном итоге все это скажется на себестоимости продукции.

— У вас такие специалисты во всех хозяйствах?

— Хотелось бы, но их немного. Они могли бы рассчитать все до мелочей, обосновать оптимальный вариант выполнения любой работы, но иногда руководитель может сказать экономисту: «Подумаешь, миллион туда, миллион сюда — не занимайся лишней работой».

— Не верится...

— К сожалению, это так. В последние годы во многих хозяйствах республики утрачен авторитет и руководителей, и специалистов. Помню, в советские времена в работе с кадрами просматривалась четкая перспектива. Работал я руководителем хозяйства и чувствовал дыхание в затылок кандидатов на мое место. Сейчас иной раз хотелось бы заменить председателя или директора, но некем...

— Такое бывает и со специалистами, особенно молодыми, прибывшими по распределению после учебы. И что делать?

— Готовых рецептов нет. Причин возникшей проблемы в последние годы много. О них пишет и ваша газета. Но вы правильно подмечаете, если при всех условиях молодой человек обзаводится семьей, то, как правило, и остается в хозяйстве жить и работать.

— Наверное, хорошо, когда у руководителя хозяйства есть экономическое мышление и к нему после учебы прибывает молодой талантливый экономист?

— Не могу с вами не согласиться. Два года назад ОАО «Купцовъ» было убыточным хозяйством. Но с приходом сюда главным экономистом Марии Давыдовой производственные показатели стали улучшаться. За три квартала этого года прибыль от реализации продукции составила 1 миллиард 751 миллион рублей, рентабельность ее превысила 16 процентов, а рентабельность продаж достигла фантастической цифры — 13,3 процента, чистая прибыль равна 1 миллиарду 285 миллионам рублей. Безусловно, в достигнутых показателях есть заслуга всех — начиная от рядового исполнителя и кончая руководителем хозяйства. Марии Сигизмундовне повезло: директор предприятия Лидия Наумова — хороший экономист, Давыдовой легко с ней работать. Она всегда поддерживает основательно продуманные идеи своего специалиста.

— Поговорим о практике будущих специалистов.

— Глава государства правильно сказал не так давно: нужно больше внимания уделять практике студентов, весь последний курс учебы они должны находиться в хозяйствах. В этом случае студент вплотную знакомится с будущей работой, с людьми, руководители внимательно присматриваются к нему. Мы так и делаем: кого направляем на учебу, тот к нам приезжает на практику, потом и остается у нас работать.

— От преподавателей вузов что-нибудь зависит?

— Специальность агронома я получил в сельскохозяйственной академии, а экономиста — в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. У нас в группе было 43 студента, в основном люди в возрасте. Многими я восхищался, в учебе тянулся за ними. А были и такие, которых не очень-то интересовала экономика. А ведь преподаватели для всех одни и те же. Мне, например, стыдно было прийти на занятия неподготовленным. О преподавателях у меня остались самые лучшие воспоминания.

— Вы назвали здесь как лучшего экономиста Марию Давыдову из ОАО «Купцовъ». А еще кто может быть примером для других и чему у них можно поучиться?

— В основном все заслуживают добрых слов, но хотелось бы выделить лучших из них. Это Алла Снарская из филиала «Копыльщина» ОАО «Глубокская птицефабрика», Анатолий Бабич из ОАО «Сельцы», Алла Корнатко из филиала «Мнюто» ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» и другие. У них все обсчитано, все продумано. Очень трудолюбивые люди, имеют хорошее экономическое мышление, они — настоящие помощники своих руководителей.

— В таком случае, Виналий Мефодьевич, вот она — своя школа учебы для других экономистов. Как вы используете их талант, знания и опыт в повышении экономических знаний других специалистов?

— Сейчас самое подходящее время для этого. Зимой в определенные дни приглашаем всех экономистов в управление сельского хозяйства и продовольствия райисполкома с отчетами, и ведущие экономисты района детально анализируют состояние дел в каждом хозяйстве. Хочу сказать, такие занятия дают большую пользу не только молодым специалистам, но и тем, кто где-то в чем-то заблуждается, не все учитывает, анализируя те или иные показатели. Мы  понимаем, что сейчас главное не валовое производство продукции, а учет каждого рубля, каждой копейки. Мы должны производить и продавать не только больше продукции, но и заботиться о том, чтобы она была более дешевой. Тогда люди за это нам скажут спасибо.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter