Как набор символов сумел охарактеризовать интернет-публику

Хохот над могилой

Помните знаменитое требование, приписываемое Петру I? Вот это: «Указую боярам в Думе речь в присутствии держать не по писаному, дабы дурь каждого всем была видна». Схожий эксперимент провел со своими пользователями портал Onliner. Он вынудил их говорить даже не словами, а картинками. Просто запретил комментарии под новостями и заставил общаться очень ограниченным набором смайликов, которыми читатели могут выражать свою реакцию на прочитанное. Результат не заставил себя ждать: лицо значительной части онлайнеровской публики стало очевидно всем.

Ну как лицо? Мурло.

Извините, но другого слова не подобрать. Разве могут обладать светлым человеческим ликом люди, которые радуются чьей-то смерти, хохочут над чужими несчастьями, аплодируют беде, одобряют неудачи, насмехаются над трагедиями? Нет, во все времена личина таких особей характеризовалась кратко, но крайне отрицательно, чаще непечатно. Тем, кто сознательно демонстрировал отсутствие сострадания, чуткости и других естественных человеческих качеств, обычно отказывали в праве называться людьми. Отсюда и мурло.

Сразу оговорюсь, что подавляющее большинство читателей портала адекватны и человечны, осознающие этические границы, соблюдающие правовые и моральные нормы. Но тот факт, что среди них появилась немалая прослойка нравственных уродов, убедительно свидетельствует о болезненном состоянии интернет-сообщества. История со смайликами наиболее ярко высветила их точный диагноз: острое бездушие, отягощенное тяжелой политизацией головного мозга. Этот недуг появился далеко не вчера и даже не за последний год, а то наверняка найдутся любители сослаться на нервную общественно-политическую обстановку. Однако именно за истекший месяц заболевание стало очевидным, как под рентгеном. Томограмма получилась на пятерочку.

Всего пять эмоций

Итак, ровно месяц назад Onliner отключил комментарии под новостями. Объяснили это заботой о безопасности пользователей, которые на эмоциях допускали откровенно преступные высказывания. Оскорбляли представителей правоохранительных органов и целые государственные институты, намекали на необходимость реванша за провал прошлогоднего мятежа, подвергали травле сторонников мирной жизни и т.д. В общем, исходили ядом и плевались желчью, разжигали и провоцировали. Портал честно сознался, что устал премодерировать эти потоки грязи и задумался о своем собственном существовании, которое вполне логично оказалось под угрозой. Ребятам надо думать о заработке, продаже пылесосов и автобарахолке, а тут их втягивают в явное противостояние, которое уже плачевно закончилось для многих интернет-ресурсов.

К слову, TUT.BY или «Наша Нива» считали негласный сговор со своими поклонниками хитрым оружием, которое якобы обезопасит хозяев ресурса от любых претензий. Это когда публиковалась будто бы нейтральная новость с легким негативным посылом, а уже грязную работу — оскорбления да глумление — за автора выполняли комментаторы. Написали, допустим, о спортсменах или артистах, которые высказались в поддержку власти, и тут же срывается с цепи целая армия хулителей, науськиваемая «честной и объективной» редакцией.

TUT.BY даже завел под это дело отдельную площадку, чтобы не пострадал сам провокационный сайт. Мол, мы не при делах, все упреки адресуйте нашим неведомым читателям, которые попрятались за псевдонимами. Не помогло. Поэтому немудрено, что Onliner не пожелал следовать этому самоубийственному примеру.

Пользователям оставили возможность выражать реакцию на прочитанное, предложив всего пять символов для передачи эмоций. Система, знакомая всем по соцсетям. Пять рожиц, которые улыбаются, выражают восторг, хохочут, изумляются и плачут. Назвали их «Нравится», «Супер», «Ха-ха», «Ух ты» и «Сочувствую». Что ж, давайте бегло взглянем, над чем смеются и чему радуются многие читатели сайта.

Умер? Смешно!

Даже не станем рассматривать официальные новости о жизни государства: у прозападной публики они всегда вызывали демонстративное отторжение. В их адрес зубоскалят заранее, лишь пробежав вполглаза заголовок. Если в заметке об очередном шаге Совмина будет сообщено о решении вручить всем читателям Onliner по тысяче рублей, то они об этом так и не узнают, автоматически высмеяв новость, увидев лишь слово «правительство». Подвергать остракизму все идущее от государства — фирменный стиль «свободолюбивых» либералов, и не только в нашей стране. Поэтому рассмотрим новости, так сказать, общечеловеческие. Отношение к которым, по идее, не должно зависеть от политических предпочтений. Есть события, реакция на которые у нормальных людей мгновенна и не нуждается в размышлениях. Скажем, если кто-то пострадал — посочувствуй. Кому-то плохо — поддержи. Кто-то скорбит — хотя бы не смейся. К сожалению, не для всех это оказалось аксиомой.

Раздел про автомобили.

Новость о том, что на улице Сурганова насмерть сбили пешехода, посчитали смешной 24 человека.

Опрокинулся автомобиль, в котором находился младенец, — смеются 27 читателей.

Жуткая авария в Минске, в БМВ погиб ребенок. 50 пользователей не смогли ­сдержать смех, еще 25 посчитали, что эта новость — «супер».

Серьезное ДТП с участием мотоциклиста, парень в больнице — веселятся 64 человека.

В Могилеве электромобиль врезался в столб и загорелся, водитель госпитализирован — над его бедой хихикают 120 читателей Onliner.

На ­МКАД разбился арендованный автомобиль — 994 человека хохочут, 544 сочувствуют.

Понятно, что если уж столь дикие реакции возникают на дорожные несчастья, то с другими темами дела обстоят еще печальней.

Солдат-срочник получил ожоги на учениях — 52 гражданам это кажется очень смешным.

Белорусская легкоатлетка вынуждена покинуть Олимпиаду из-за травмы. Над ее драмой ржут 720 человек, еще 77 считают, что новость — просто «супер».

У молодой семьи подпорчен отдых в Египте из-за проблем с гостиницей. Сочувствуют 550 читателей, хохочут — 1700!

Минздрав сообщает, что с начала пандемии в Беларуси умерли 3503 пациента с выявленной коронавирусной инфекцией. Это развеселило 90 наших земляков с Onliner.

У самолета «Белавиа» повреждено крыло при буксировке. Пассажирам и авиакомпании сочувствуют 532 человека, весело смеются 1600! Столько же потешаются над смертью гражданина Ирака на границе…

Думаю, достаточно. Уже очевидно, что произошло. Раньше типичный негатив, вкладываемый в понятие «комментатор Онлайнера», касался лишь его вечного нытья. Усредненный пользователь дежурно плакался, насколько все плохо и бедно в стране, но при этом в других темах хвастал дорогостоящими гаджетами, заграничными поездками или покупкой/постройкой загородного дома. Теперь же этот нытик превратился в существо крайне ядовитое, агрессивное, злорадное и глумливое.
Оно скачет от радости, когда рубль на одну-две копейки проседает к доллару, но показательно грустит, если белорусская валюта демонстрирует рост. Рукоплещет новостям о санкциях в отношении собственной страны, но явно сочувствует ворам и хулиганам, представшим перед судом. Кощунственно хохочет над чьей-то смертью, наплевав на чувства близких… Полагаю, если бы портал ввел в обиход смайлики «Ненавижу» и «Расстрелять», они бы дали фору по количеству употреблений всем нынешним символам эмоций.

Корни явления

Я не склонен считать, что явление, вызванное на Onliner эффектом смайликов, можно назвать обычным троллингом. Ну, знаете, это такая форма социальной провокации, известная еще с конца 90-х, когда интернет-сообщество столкнулось с эпатажным игнорированием общепринятых этических норм. Обычно этим занимались подростки, пробующие взрослый мир на прочность или просто желающие привлечь к себе внимание. В нашем случае, я убежден, история имеет другие корни.

Сознаюсь, я наблюдаю за ресурсом почти два десятка лет. Сначала как пользователь каталога товаров, потом как читатель, в основном разделов «Авто» и «Недвижимость». Так вот, первые признаки массового появления там людей с интересами, далекими от автомобильной или строительной тематики, возникли с 2017—2018 годов. Это как раз тот период, когда в стране был окончательно заблокирован самый оголтелый антигосударственный сайт «Хартия’97». Тамошняя публика, уже привыкшая использовать новостные ресурсы для слива своих нечистот, тут же перетекла на другие, тогда еще менее одиозные сайты, немедленно начавшие превращаться в информационные выгребные ямы. Горькая ирония состоит в том, что судьбу «Хартии ‘97» в итоге разделил и TUT.BY, учредитель которого Юрий Зиссер когда-то говорил: «В нашей стране некоторые оппозиционные ресурсы — «Хартия ‘97», «Белорусский партизан», да и не только они — заняли чисто пропагандистскую позицию. Поскольку они уже давно эмигрировали, кто мысленно, а кто и физически, то они утратили связь со страной и не понимают, что здесь происходит».

Стоило Зиссеру уйти из жизни, как связь со страной утратило и его детище, превратившись в рупор для бывших завсегдатаев «Хартии’97». Не избежала той же участи и «Наша Нива». До сих пор помню, как целая армия свежих пользователей «НН», явно переселившаяся туда из разоренного гнезда радикальной оппозиции, начала резвиться в комментариях, постепенно превращая этот ресурс из сравнительно умеренного в откровенно экстремистский.

Помню, как в 2018 году это издание с деятельной помощью своих читателей взялось травить академика НАН за фразу, вырванную из контекста его выступления. Пардон за самоповтор, но тогда пришлось объяснять: «Все дело в том, что академик представляет высшую государственную научную организацию. И государственную тут — ключевое слово. Трудно не заметить, насколько старательно, методично и планомерно подвергается в интернете высмеиванию и осуждению любой институт, представляющий государство. Будь то милиция, суд, армия, наука, образование, здравоохранение...»
В том же году в Брестской области от рук человека, незаконно хранившего оружие, погиб участковый, честно выполнявший свой долг. Сопереживающих этой новости не нашлось. Комментаторы «Нашей Нивы» праздновали чужую смерть пуще, чем свои дни рожденья. От души плясали на теле милиционера, которое еще не успело остыть. «Сдохла еще одна собака», «Земля стекловатой», «Поделом!» и прочий кощунственный набор из арсенала психопатов.
Теперь они демонстрируют те же эмоции, только в форме невинных картинок. То же самое безумное стадо, что и пять лет назад, бродит от сайта к сайту, разыскивая любые лазейки для выражения своей «гражданской и человеческой позиции», которая при ближайшем же рассмотрении оказывается абсолютно бесчеловечной. И эти бродилки не так безобидны, как нам казалось совсем недавно.

Забывать нельзя

Мы уже испытали на себе технологию, по которой подогревались не самые, мягко говоря, конструктивные настроения в обществе. Агрессивное меньшинство проявляло невиданную активность в соцсетях и мессенджерах, создавая видимость своей ­массовости. Знаете, как одинокий боец бегает между десятком винтовок и постреливает из них, будто бы в окопе засел целый взвод. У нас было похоже: одни и те же люди мелькали за информационным бруствером. Там постик напишет, тут комментарий черканет, здесь издевательский смайлик оставит… И это не я, а пропагандистская международная телерадиокомпания Deutsche Welle еще в 2017 году предупреждала, что благодаря такой активности политических троллей может сложиться впечатление, будто продвигаемые ими мнения доминируют в обществе.

В интернете создается видимость агрессивной массы, настроенной против отдельных социальных групп или государственной политики. Этот призрак ваяют не только объемными выступлениями или откровенными призывами к бесчинствам, но и посредством развеселых картинок. Несмотря на их кажущуюся несерьезность, эти графические символы — такой же рычаг воздействия на общественное мнение, как намеренные фейки или массированное вранье.

Мне представляется, что те люди, которые сегодня показательно хохочут над смертью иностранца или ребенка, завтра с легким сердцем возьмутся за камень, чтобы дать выход своим эмоциям на практике. Возможно, это как раз те персонажи, чьи руки не дошли в прошлом августе до железных прутьев. Формально говоря, наказывать их пока не за что. Грозить пальцем или совестить — бессмысленно. Однако нельзя забывать и о существовании этой малочисленной, но лишенной понятий о морали и неуравновешенной части публики, столь ярко высвеченной Onliner на своем ресурсе. Кто знает, где этот сброд вылезет в следующий раз…

Рисунки Олега Карповича.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter