Ход рублем

Как удержать квалифицированные кадры?
Как удержать квалифицированные кадры?

Вопрос в последние дни обсуждается на самом высоком уровне. Проблема миграции специалистов за рубеж была затронута на совещании у Президента по долевому строительству. Рассмотрение темы продолжилось в Совете Министров. «Сегодня нам явно не хватает кадров в реальной экономике, — признал Премьер–министр Сергей Сидорский, добавив: — Естественно, решение этой проблемы нужно увязать с доходами, чтобы у нас была достойная заработная плата».

Свою характеристику действующей системы оплаты труда дал Председатель Правления Нацбанка Петр Прокопович: «Она фактически предусматривает уравниловку». «Разве в Беларуси не востребованы, например, строители? Почему они должны зарабатывать в 2,5 раза меньше, чем в России и Прибалтике?» — задался вопросом руководитель Нацбанка. По его мнению, чтобы снизить отток специалистов, надо признать, что действующее нормирование в сфере заработной платы устарело, и отменить его.

Нормативы не устраивают и руководство Правительства.

Я попробовал разобраться в проблеме. Де
йствительно ли действующие ставки и коэффициенты столь архаичны сегодня? Конкретно в строительной отрасли.

В Минстройархитектуры мне рассказали, что многие из нынешних алгоритмов начисления зарплаты унаследованы от советского периода. «В целом, надо признать, эта сфера у нас излишне регламентирована, и это мешает удерживать ценных специалистов».

По–другому оценивают ситуацию в Минтруда и соцзащиты: «С советскими нормами мы давно не работаем. А что касается зарплат в строительной отрасли, то они по сравнению с другими сферами высокие». По данным за ноябрь прошлого года, строители зарабатывали в среднем 439 долларов в эквиваленте. Это действительно больше, чем, например, в промышленности (386 доллара), транспорте (383 доллара) и связи (377 долларов). Но ведь речь идет не о миграции из одной сферы экономики в другую, а о выезде дефицитных кадров за рубеж.

На стройках Москвы и Подмосковья строителям–рабочим предлагают сегодня около тысячи долларов в месяц. Это, впрочем, не так уж и много, учитывая «космические» цены на московскую недвижимость. Однако любопытно, что в Литве и Латвии, где цены на квартиры и офисные помещения сопоставимы с минскими, строители зарабатывают около тысячи евро.

«А могут ли ударники минских строек получать сегодня 2 — 3 миллиона рублей?» — интересуюсь в отделе экономики одной из крупных стройорганизаций. Там объясняют, что чисто теоретически это возможно. Однако такую зарплату работодатели могут выплатить персоналу только из прибыли. Поскольку все расценки на трудозатраты, которые можно относить на себестоимость, то есть вписать в смету, жестко нормированы. «Скажем, есть утвержденные государством расценки на кубометр кладки. В них заложен процент и на оплату труда. Увеличивать его подрядчик не вправе», — объяснили специалисты.

Готовы ли руководители строительных предприятий пускать заработанную прибыль на выплату «бонусов» своим сотрудникам? И позволяют ли размеры этой прибыли принимать такое решение? Нелишним будет напомнить, что задачу снижения стоимости жилья никто не отменял. И здесь получается некоторое противоречие: с одной стороны, покупатели квартир и зданий должны платить меньше, с другой — стройорганизациям необходимо стимулировать персонал.

Выход из этой коллизии некоторые специалисты видят простой: увеличить производительность труда. Побеседовал на этот счет с Юрием В., одним из наших гастарбайтеров, работавшим в России. Он рассказал, что на московских стройках дисциплина железная. «Какие уж там перекуры, даже переброситься словом с приятелем не дадут — сразу минус в зарплате. А за выпивку на работе увольняют сразу и без разговоров. Начальство сурово. Но и платят прилично», — поделился впечатлениями собеседник.

Полезная практика?

Фото Александра КУЛЕВСКОГО, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter