Хочу в зону!

Вы не о том подумали, читатель. Давно пора забыть о старом, единственном представлении о зоне как о неуютном месте за колючей проволокой. Я говорю о зоне весьма уютной и комфортной: о СЭЗ...
Вы не о том подумали, читатель. Давно пора забыть о старом, единственном представлении о зоне как о неуютном месте за колючей проволокой. Я говорю о зоне весьма уютной и комфортной: о СЭЗ. Свободной экономической зоне. Но не для крупного капитала–инвестора, белорусского или иностранного. Таковых мест в стране хватает: в Бресте (СЭЗ «Брест»), Минске (Парк высоких технологий), Витебске... Я думаю о зоне для простого и небогатого гражданина. Поясню.

В Беларуси, как всем известно, — социально ориентированная экономика. Но формула эта говорит скорее о механизме распределения национального богатства, нежели о способе его накопления. С накоплением сейчас проблемы (по ряду причин, которые повторять не буду). Это значит, что отдельные предприятия и даже отрасли работают недостаточно эффективно. Напомню резкие слова Президента в адрес некоторых белорусских товаропроизводителей и менеджеров–управленцев, процитированные СМИ в конце июня:

«Пришла пора не только отказаться от поддержки безнадежно «лежащих» предприятий, но и прекратить распыление государственных средств на неэффективные либо малоэффективные проекты... У предприятий было больше 10 лет, чтобы адаптироваться к новым условиям. Предприятия и коллективы, которые не смогли это сделать, нам просто не нужны».

Это означает одно: некоторые предприятия будут закрываться, их работники будут увольняться. Куда им податься? При том, столь же очевидном условии, что неизбежно увеличится и безработица и конкуренция на рынке возрастет. Куда деваться уволенным и не нашедшим новую работу? Хорошо бы — в зону!

Фантазирую. По конкурсу набирается десяток амбициозных экономистов (молодых или не очень — неважно), которые в течение трех–четырех месяцев разрабатывают механизм эксперимента. Юристы укладывают его в правовые рамки. Законодатель дает эксперименту легальный статус. Его суть. В какой–то области (возможно, и во всех областях) выбираются два района: депрессивный и процветающий. В них и провозглашаются «свободные экономические зоны» — исключительно для местных обывателей. Термин условный, важна опять–таки суть.

В этой зоне предельно облегчена и ускорена процедура открытия собственного дела, бизнеса. Это сделать проще, чем где–либо в Беларуси. Чем даже в СНГ. Чем даже в странах Балтии и всего Евросоюза. Если, скажем, в максимально «либеральной» стране N процесс занимает два дня и стоит 20 евро, то у нас — один день и 10 евро. Пришел человек сегодня, заплатил и завтра начал работать. Корзинки из соломки плести или корчму при шоссе строить.

А те самые амбициозные экономисты, авторы эксперимента, не ушли в сторону. Отнюдь! Для них главное только начинается. Они смотрят и мониторят. И отчитываются, поквартально докладывают кому надо. Одновременно пишут диссертации — каждый на свою тему. Как меняется наполняемость районного бюджета? Что с занятостью? Средней заработной платой?.. Три этих показателя вполне характеризуют благосостояние как семьи, региона, так и государства в целом.

По–моему, эксперимент беспроигрышный. Аргументирую. Народ у нас весьма образованный, умелый и в подавляющем большинстве законопослушный. Отлажены и четко функционируют контрольные органы. Будет правильно, чтобы к экспериментальным зонам они проявляли повышенное внимание. Но чтобы не мешали работать субъектам, людям! В любом случае экономика страны в целом не пострадает: эксперимент локальный. Депрессивному району хуже уже не будет. В районе процветающем хватит запаса прочности.

Тогда мы с полным правом сможем сказать всему миру: в Беларуси — отличные возможности для мелкого бизнеса!

Предположим, через пару лет (сроки эксперимента четко оговорены) окажется, что затея удалась. Безработица нулевая, бюджет трещит не по швам, а по причине профицита, переизбытка, заработки — выше некуда... И потенциал людей раскрылся, и районы рванули так, что мы сами не ожидали! Тогда эксперимент продлевается и расширяется на четыре района, шесть... А если провалился? Он сворачивается. Людям придется сказать следующее. У вас, товарищи–господа, была максимальная свобода, все возможности. Вы не захотели или не сумели ими воспользоваться. Извините, но придется управлять и направлять нам, сверху. И никто не будет в обиде. Все согласятся: не сумели. Управляйте.

Как вам идея? Кто–то посмеется: ну–у ты размечтался! Поясню и цель своих фантазий. Я люблю свою работу и стремлюсь делать ее хорошо. Я хочу, чтобы и моя «фирма», газета «СБ — Беларусь Сегодня», работала безупречно. Точно так же я хочу, чтобы хорошо работала моя страна, ее экономика. На то и нацелен мой экзотический замысел.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter