Хлеба для зрелищ!

Что формирует авторитет творческого союза
Что формирует авторитет творческого союза

На недавнем, XI съезде Белорусского союза кинематографистов новым председателем правления был избран заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Беларуси Юрий Цветков. Передавая союз в руки нового руководителя, бывший председатель Игорь Волчек признал, что «наследство» досталось не из легких. БСК сегодня — это, скорее, союз антагонистов, нежели собрание единомышленников. В каком направлении он будет двигаться дальше? Сможет ли новое правление подтвердить целесообразность существования этой общественной структуры? Об этом мы и беседуем с его главой Юрием Цветковым.

— Юрий Николаевич, на последнем съезде я не заметила в зале молодых людей. Как вы можете объяснить, почему молодежь не интересуется вашей общественной организацией?

— Это трагедия современного БСК. Молодежь не идет в творческие союзы потому, что союзы сегодня практически полностью «обесточены»: мы не имеем возможности выполнять свое прямое предназначение — помогать творцам. В настоящий момент в союзе работают два человека на полутора ставках. Получается, что мы имеем не полноценную организацию, а только наименование. С одной стороны, по причине безденежья к нам нет доверия у молодых кинематографистов, с другой — с нами не считаются потенциальные партнеры.

— Давайте по порядку. Для начала хотелось бы понять, какого рода помощь должен оказывать БСК своим членам. А потом поговорим об экономической составляющей.

— Вот вы пишете статьи и в условиях творческой конкуренции хотели бы иметь гарантии, что их будут публиковать...

— Но мои взаимоотношения с работодателем прописаны в трудовом контракте. Чтобы осуществлять их, мне не нужен творческий союз.

— Потому что вы являетесь штатным сотрудником газеты и получаете зарплату. А кинематографисты, в основном, «вольные художники». Контракты есть далеко не у всех. Как работают, скажем, американские гильдии кинематографистов, которые, по сути, являются теми же профсоюзами творческих работников? Они устанавливают приемлемые гонорарные ставки для разных категорий работников. Предположим, оператор–постановщик должен получать за картину 50 тысяч долларов. Он не имеет права опустить эту планку, чтобы не быть штрейкбрехером. Из 50 тысяч условно 5 тысяч он отдает гильдии, которая, в свою очередь, из этих взносов выплачивает зарплату временно неработающим операторам. И ищет для своих членов подходящую работу. Вот и весь механизм. Дать возможность работать и молодым кинематографистам, и представителям старшего поколения.

— А почему нужен союз, если есть киностудия?

— Киностудия — это завод по производству фильмов. У него совсем другие задачи.

— Понятно. А что мешает в таком случае Белорусскому союзу кинематографистов перенять эту схему?

— Наша финансовая несостоятельность. Дело в том, что в соответствии с законодательством творческие союзы не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Но есть возможность организовать эту коммерческую деятельность хозяйственным субъектам, состоящим при союзе, чтобы самим заработать деньги и ничего ни у кого не просить. Вы знаете, в многочисленных организациях, куда прихожу, я сейчас персона нон грата. У тех, кто сидит в кабинетах, возникает мгновенная реакция: «А, пришел просить деньги». Но мы ведь не денег просим, а возможности их заработать. Единственный чиновник на сегодняшний день, который вникает в наши проблемы и старается помочь, — руководитель управления культуры Мингорисполкома Виктор Кураш. Низкий ему поклон. Да еще генеральному директору минского киновидеопроката Василию Коктышу. Он сам член БСК, и ему понятны наши проблемы.

— А как союз может зарабатывать?

— Возможностей масса. Это может быть государственный проект по подготовке кадров для кино. Например, пользуясь нашими связями, мы можем приглашать мэтров советского кинематографа, чтобы они читали платные лекции для тех, кто хочет связать жизнь с кино. Устраивать мастер–классы со знаменитыми киномастерами. Или проводить коммерческие просмотры российских премьер в Доме кино. Или издавать красочные буклеты о наших кинозвездах. Продавать наши фильмы на региональных российских кинорынках, а не только гоняться за Москвой. Я могу говорить об этом долго. Главное — найти взаимопонимание на государственном уровне. Очень хочется верить в то, что к нам прислушаются и не дадут Белорусскому союзу кинематографистов умереть. Мы не просим нас кормить. Мы просим разрешить нам зарабатывать самим. И не на зарплаты сотрудникам, а чтобы иметь возможность оказывать помощь членам БСК. Только тогда, когда мы будем крепки экономически, сможем влиять на творчество. То есть, помимо сказанного ранее, нам нужна еще разработка и реализация общих с Министерством культуры государственных программ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter