Кавказский хребет

О последних событиях на Кавказе

У меня на книжной полке стоит объемный издательский фолиант, давящий весом и мрачным дизайном: книга Анны Политковской «За что», изданная в 2007 году уже после убийства этой известной правозащитницы, занимавшейся проблемой нарушения прав человека в Чечне.


1.024 страницы текста, осилить которые, признаюсь, невозможно не только и не столько из–за большого объема. Это летопись страданий, беззакония и каких–то абсолютно диких историй, которые могут существовать только в параллельном, далеком от цивилизованного, мире. Надолго в него погружаться просто опасно для психики.


Последние события свидетельствуют, что это опасно и для жизни.


Произошло очередное убийство в Чечне сотрудницы «Мемориала» Наталии Эстемировой, занимавшейся расследованиями похищений людей, бессудных казней, публичных расстрелов в этой республике Предкавказья. Европейский парламент, Белый дом и МИД Германии уже высказали свою глубокую озабоченность. Вероятно, этот факт слегка омрачил начавшуюся вчера встречу Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева — впрочем, не столько их личное общение, сколько заседание проходящего в Мюнхене ежегодного форума общественности «Петербургский диалог» с участием российского Президента. Еще свежи воспоминания о том, как во время поездки Владимира Путина в Дрезден история Анны Политковской сильно подпортило тогдашнему российскому Президенту контакты с немецкой общественностью...


Похоже, правозащитная тематика камнем на шее висит во время последних встреч германского и российского лидеров.


Впрочем, и тогда, и сейчас «камень» этот не столь весом, чтобы потянуть за собой на дно главный совместный проект — строительство газопровода «Северный поток». На состоявшихся вчера в Мюнхене российско–германских межгосударственных консультациях этот вопрос был главным. Обсуждались также перспективы торгово–экономического сотрудничества, крупные инвестиционные проекты. В том числе подписание договора о создании российско–германского агентства по энергетике. А также поддерживаемый Дмитрием Медведевым бизнес–план, представленный австрийско–канадским консорциумом Magna и российским Сбербанком, желающим поучаствовать в приобретении долей кризисного немецкого автоконцерна Opel.


Так что правы те политологи, которые, кто с негодованием, кто с удовлетворением, утверждают, что европейцы проводят сегодня абсолютно прагматичную «реальполитик». Во всяком случае, именно деловые интересы главенствуют в повестке дня.


Озабоченности по разным поводам тоже, конечно, высказываются, и, надо заметить, уже не впервые за прошедшую неделю... Накануне США и Евросоюз раскритиковали поездку Президента России в Южную Осетию.


Визит Дмитрия Медведева в Цхинвал вызвал предсказуемо негативную реакцию не только в Тбилиси, но и в Вашингтоне и Брюсселе. По мнению госдепартамента США, сам факт этой поездки отражает «фундаментальные различия в наших позициях касательно региона».


Евросоюз же добавил, что поездка Президента России не способствует продвижению к мирному урегулированию конфликта на Кавказе.


«Это такая необходимая риторика, дань правилам дипломатии, внешней политики», — считает российская деловая газета «Взгляд». Российские эксперты уточняют: «С этими игроками сейчас другие точки соприкосновения: с Европой — энергетика и экономическое сотрудничество, с Америкой — СНВ, вопросы разоружения и безопасности».


Действительно, «реальполитик»... И главное, что мы видим ее подтверждение.


Честно говоря, наблюдая последние события на Кавказе, понимаешь, что здесь, конечно же, есть над чем поработать правозащитникам, причем что в Чечне, что в Грузии... Но абсолютно ясно и то, что не правозащитники, не эти милые, беззащитные женщины, похожие на декабристок без мужей, решат проблемы данного региона. За Кавказ сегодня борются крупнейшие державы мира, здесь переплелись их стратегические военные и экономические интересы, на них лежит и ответственность за тех, «кого они приручили».


Для такой же многонациональной страны, как Российская Федерация, управляемость региональной политикой — это вопрос ее собственного выживания. Так что, думаю, и без всяких призывов Европарламента Россия заинтересована разобраться, кто же хозяйничает сегодня на Северном Кавказе, где в последнее время слишком часто убивают.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter