Караси атакуют щук

Беларусь называют синеокой из-за огромного числа озер и рек.
Беларусь называют синеокой из-за огромного числа озер и рек. Рыбы водилось в наших водоемах всегда богато. В марте, как известно, начинается нерест. В это время закладывается, что называется, фундамент рыбного богатства. Вот только с мест идут тревожные сигналы о том, как человек нещадно расправляется с живой природой. О проблемах рыбоохраны рассказывают наши корреспонденты.

Над небольшой площадкой на Брестском центральном рынке во всю длину вытянулись вверх удочки-телескопы. На их кончиках колышутся разноцветные коконы. Это - китайские сети. Легкая прочная снасть из тонкой лески-паутины, 100 метров которой компактно укладываются в небольшой валик.

Если вы несведущи в рыбной ловле, то рыночный торговец за несколько минут объяснит все секреты и в зависимости от того, какую рыбу собираетесь ловить, подберет размер ячейки сетки, а также даст консультации насчет ее цвета, длины, если вы обрисуете ему предполагаемый водоем, где собираетесь рыбачить. И главное - убедит в выгодности покупки. 70 - 90 метров "паутинки", оборудованной поплавками и грузилами, обойдутся всего в 7 - 10 тысяч рублей. Тогда как только один ее удачный заброс может обернуться 10 - 15 килограммами рыбы самых разных пород и размеров. Например, "китайка-трехстенка" из трех сетей с разными размерами ячеек, сложенных вместе, способна намертво опутать и маленького юркого окуня, и солидного осторожного карпа - т.е. улов гарантирован.

- Бери, не пожалеешь, - уговаривает корреспондента "СБ" продавец. - И семья с рыбой будет, и копейку заимеешь, продав лишнюю рыбу.

Интересуюсь, откуда попадает к нам эта волшебная снасть, почему торговля ею ведется в открытую, ведь речь идет о браконьерском промысле. Оказывается, сети привозят из Москвы. Там они вообще стоят копейки. Как они попадают в первопрестольную из Китая, догадаться нетрудно. А вот насчет законности такой торговли, как меня стали убеждать на рыбацком базарчике, сомневаться не стоит. Кто же запретит, если по закону продажа "китаек" не запрещена. "Регистрируешься как частный предприниматель, покупаешь сети и, заплатив налог, спокойно добываешь рыбку", - убеждают своих клиентов торговцы.

Не клюнув на подобные уговоры, интересуюсь насчет волшебных снастей в Брестской областной инспекции охраны рыбных ресурсов и охотничьих видов животных. "Ничего подобного, - возмутился ее начальник Анатолий Кунц. - Сетями на законном основании ловят только те, кто получает водоемы в аренду и зарыбляет. Рассказы о возможности любого желающего стать добытчиком с браконьерской сетью - басни".

Что же касается правомочности торговли китайскими, да и любыми сетями, то в этом отношении торговцы правы. Никто пока не может официально остановить или наказать их. Запрета на продажу сетематериалов не стало в 1998 году, когда были разработаны и изданы новые правила любительской рыбной ловли. Может быть, потому, что такое явление тогда для республики было нехарактерным.

Но образовавшаяся в рыбоохранном законодательстве брешь быстро дала о себе знать. Подтверждение тому - цены на те же "китайки". Еще два-три года назад 50-метровая снасть стоила 25 - 30 долларов, сегодня ее можно приобрести всего за 5 тысяч рублей.

С нагрузками, порожденными сетевым изобилием, не справляются работники рыбоохраны. "Если раньше мы изымали в год 800 - 900 сетей, - рассказывает Анатолий Кунц, - то сегодня счет идет на тысячи. Явление приобретает массовый характер, китайские сети могут угробить всю рыбу".

Работники рыбоохраны, по его словам, физически не в состоянии противостоять экспансии китайских снастей. Заподозрив неладное, добытчики просто бросают орудия лова и отказываются от сетей, которые потом доставляют работникам инспекции немало хлопот. Каждую нужно оприходовать, составить кучу сопроводительных бумаг, сдать на хранение. Словом, законодательство, профилактическая практика давно отстали от методов лова современного матерого добытчика рыбы.

Естественно, браконьеры не чувствовали бы себя так вольготно, если бы на рынке сетематериалов был наведен порядок. Речь об этом идет давно. А пока потенциальным браконьером может стать каждый, кто купит на рынке "волшебную" китайскую сеть.

Каждой весной в самый разгар нереста рынки Гомеля завалены браконьерской рыбой, которой торгуют местные рыбаки. Эта весна не будет исключением. Покупатель не привык задумываться о моральной стороне своего участия в торговой сделке и рассуждает примерно следующим образом: "Все равно рыба уже выловлена - не пропадать же ей, хоть и браконьерской?!"

Нельзя сказать, чтобы этой ситуации никто не противодействовал. Областной Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с правоохранительными органами пытался провести целенаправленную акцию против браконьеров-спекулянтов. "Задержали как-то торговцев. Однако эта акция потерпела фиаско. Природоохранная прокуратура (которая в то время еще существовала) опротестовала все наши действия, поскольку, как оказалось, мы не имели права вмешиваться в незаконную продажу рыбы", - рассказывает начальник отдела по контролю за охраной животного мира, рыбных запасов и заповедников Петр Голуб. С тех пор никаких специальных акций против браконьеров-спекулянтов Комитет природных ресурсов не проводит - нет нормативной базы, которая бы тому способствовала.

И все же каждую весну комитет направляет письма в облисполком с просьбой организовать специальные рейды милиции по рынку и по стихийным торговым точкам. Рейды организовывают правоохранительные органы под лозунгом: "Пресечь торговлю в неустановленных местах". Комитету помогает и налоговая служба. Но торговля рыбой во время нереста не утихает, продавцы становятся изощреннее.

Ситуацию усугубляет и уменьшение доходов населения. "Незаконная" рыба, конечно же, дешевле мяса и других продуктов питания. В результате из наших рек и озер самым нещадным образом вылавливается все живое. Еще недавно мы радовались - реки стали чище, появились сомы и раки. Но сегодня речь идет уже о другом. На знаменитых припятских заливах и "стариках", где еще два-три года назад спиннингисты вылавливали летом и осенью не одну щуку за рыбалку, сегодня сложно похвастаться хоть каким-нибудь уловом. Недоумение рыбаков, посещающих любимые места, развеивают местные жители: "А здесь ничего и не будет. Наши мужики во время нереста весь затон вдоль и поперек сетями перегородили. Столько рыбы было!.." Деревни, которые еще два года назад грудью стояли против браконьеров с электроудочками, прошлым летом сами начали браконьерствовать. На Соже приходилось лично наблюдать плывущие тушки больших рыбин. "У нас здесь постоянно глушат рыбу", - пояснил тогда пастух.

Рейды инспекций рыбоохраны не дают серьезных результатов - слишком уж отстает эта служба по техническому и материальному оснащению от "рыболовов-спортсменов".

Беспомощность в борьбе с набирающим силу браконьерством ставит под угрозу экологический баланс в природе. Откладывать пересмотр законодательной базы уже больше некуда. Журналисты, экологические организации не первый год поднимают проблемы рыбоохраны. Пришло время действовать.

...Одна щука (в зависимости от возраста) мечет от 5 до 240 тысяч икринок. Многие из них погибают. Но если даже сотая часть выживет, то через три года каждая из них будет полметра длиной и полтора килограмма весом.

Вот только дожить до метания икры нынче рыбе не дают...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter