Осенью на экраны выйдет фильм “Белые росы. Возвращение”

Караченцов вернулся

Режиссер Александра БУТОР на киностудии “Беларусьфильм” человек относительно новый...
Режиссер Александра БУТОР на киностудии “Беларусьфильм” человек относительно новый. Осенью на экраны выйдет ее первый фильм. Но какой! “Белые росы. Возвращение” — продолжение легендарного советского кинофильма с участием непревзойденного Николая Караченцова


К слову, появится Николай Петрович и в этой картине – впервые на экране после автомобильной аварии, в которую он попал девять  лет назад. О съемках Николая Караченцова, о новой картине Александры Бутор, о том, как она относится к спецэффектам в кино и многом другом, режиссер рассказала специально для “СВ”.  


– Александра, вы родом из Северной Осетии, а как оказались в Беларуси?


– Моя мама – осетинка из горного аула. Папа – белорус, служил в Северной Осетии в армии и, встретившись с мамой, остался там жить. В Северной Осетии родились я и два моих брата. Когда мне было три года, родители переехали в Беларусь. Мама всегда мечтала жить в этом краю. Папа построил большой дом в городе Заславле под Минском и перевез семью.  


– Не так часто встретишь женщину– режиссера. Что повлияло на выбор вами профессии?


– Не помню, чтобы любила что-то больше, чем кино. Росла на фильмах  Нечаева, позже в моей жизни появились картины Рязанова, Данелии, очень нравились ранние работы Михалкова. К тому же родители были небезразличны к искусству: папа писал стихи, мама много читала. Видимо, творческое начало передалось мне с генами.


– Начинали вы на телевидении, потом поступили на «режиссуру кино». Много ли различий в работе?


– Законы драматургии одни и те же, но на телевидении работаешь, как на конвейере. Постоянно должен выдавать информацию, творчество уходит на второй план. А кино – это творчество.   


– Когда вы приступили к съемкам фильма «Белые росы. Возвращение», многие не верили, что у вас что-то получится…


– К предложению отнеслась спокойно. Больше волновались люди, работавшие со мной на студии, потому что не знали моей творческой биографии. А у меня был опыт работы на больших игровых проектах – три музыкальных фильма на телеканале ОНТ, много клипов. Для меня съемочная площадка была родным домом. Поэтому не скажу, что растерялась. Просто не могла поверить, что мне доверили такой материал.  


– Одним из сюрпризов новых «Белых рос» станет возвращение на экраны Николая Караченцова. Кто настоял, чтобы он появился в картине?


– Я и настояла. Жена Караченцова и он сам отнеслись к предложению как к подарку. А «Белые росы» – один из любимых фильмов Николая Петровича. Он как увидел осветительные приборы, камеру, хлопушку, заплакал… Правда, сниматься в запланированный день Караченцов не смог, вынужден был отправиться на лечение в Китай. И мне стоило больших усилий выбить дополнительный съемочный день и все-таки снять его по возвращении.  


– Кого играет Николай Караченцов?


– Того же Ваську Ходоса, что и в первом фильме. Эпизод в финале. В 1990-е годы Маруся отправила мужа на заработки. Он уехал и пропал на долгие годы. А Маруся поняла, как сильно любит его и что любовь дороже денег. И вот после долгих скитаний по свету Васька возвращается домой. В том же костюме, с той же гармошкой. Роль была без слов. Но Николай Петрович произнес: «Это я, Маруся. Я пришел». Услышав это, заплакала вся группа. Оказывается, Караченцову не раз предлагали что-то сыграть, роли специально писали, но, по словам жены, столь деликатного эпизода, где он мог выглядеть достойно, еще не было. 


– Картину сдали – вздохнули спокойно? 


– Как ни удивительно, картина меня отпустила быстро. Может, потому, что я должна была начинать новый фильм – «Сладкое прощание Веры». Но открыла сценарий и поняла, что его нужно дорабатывать. Мы писали его с соавтором Юлей Гирель год назад, а за год столько всего переживешь, что написанное кажется эмоционально ветхим. И хотя я еще была погружена в «Росы», уже думала о сценарии. И в последний день озвучивания поняла, что нужно делать с «Верой». В ту же ночь села за сценарий. Работа над «Росами» для меня закончилось.


– Что это будет за фильм? 


– Психологическая драма, в которой все построено на тончайших чувствах и переживаниях. Это фильм о духовной любви между пожилой женщиной и молодым человеком, которого она заранее попросила  организовать свои похороны. Весь мир закован в какие-то рамки – этого нельзя делать, того нельзя любить, что скажут люди!.. Наши персонажи пытаются прорваться сквозь эти комплексы. 


– Почему двух героев играют литовские актеры – Юозас Будрайтис и Неле Савиченко-Климене? 


– Будрайтис снимается в кино всю жизнь. И у нас был прекрасный опыт работы с ним в «Белых росах». А Неле мне посоветовал Юозас, когда я рассказывала ему о сценарии. Он спросил, какая мне нужна героиня. Я ответила – как Мерил Стрип. Он сразу же назвал Неле. Сегодня, снимая ее в главной роли, каждый день мысленно благодарю Юозаса за эту актрису.   


– Есть ли планы на будущее? 


– Очень хочу снять фильм о войне. Но не о той, которую показывают в картинах, снятых к 9 Мая. Когда мужчины снимают о войне, появляется ощущение, что они в “войнушку” в детстве не наигрались. Мне же интересна психологическая сторона – что было внутри у людей, до какого предела доходила боль, которую они выдерживали, что ими двигало, как страдания, грязь, кровь, ужас отражались на них. Эти вопросы во мне просто кричат, потому что я против войны, и мне больно за нынешних людей, которые не вынесли никаких уроков из прошлого и продолжают стрелять друг в друга. 


– Как относитесь к спецэффектам в кино?


– Нормально. Если они качественные и драматургически оправданы. Мне понравилось, как показаны первые минуты войны в фильме Игоря Угольникова  «Брестская крепость». Режиссер мог снять просто бомбежку, взрывы, пылающие дома… Но он показывает сонных людей, в пижамах выбегающих из домов и не понимающих, что происходит. Когда война показывается через эмоции людей, это работает по-другому. 


– Профессия режиссера не из легких. Семья одобряет ее? 


– Привыкли и относятся к моей работе с пониманием. Единственное, от чего страдают муж с дочерью, так это от моих постоянных рассказов о съемках. У меня после площадки накапливается столько эмоций, что сдержать их невозможно.


— Как отреагируете, если дочка захочет стать режиссером? 


— Очень хорошо. Это прекрасная профессия. Да, трудностей хватает. Но если ты сильная женщина, любящая свою профессию, они быстро  забываются. Остается лишь ощущение счастья от того, что ты делаешь. 


Людмила МИНКЕВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter