Спектакль захватывает с первой минуты и не отпускает до последней. Просто не оторвать глаз от масок, выполненных чуть ли не в половину роста человека. Каждая — воплощение истинного характера персонажа. На сцене предстает картина с перекошенной рамой, в которой действуют главные герои, то ли сошедшие со страниц карикатуриста, то ли вырвавшиеся из кошмарных снов. Как считают в самом театре, для постановок по произведениям Гоголя театр кукол — огромный ресурс. Его тексты полны зримой фантасмагории, которая человеку на сцене не всегда доступна. Но кукла, в отличие от человека, может все. Если ей, конечно, поможет актер.
Маски придумала известный художник из Беларуси Татьяна Нерсисян, превратившая персонажей «Ревизора» в огромных кукол.
Маски придумала известный художник из Беларуси Татьяна Нерсисян, лауреат премии «Золотая маска». Она превратила персонажей «Ревизора» в огромных кукол, сделала пьесу Гоголя визуально смешной. Куклы не дублируют человеческий облик. Наоборот. Нарушенные пропорции, гипертрофированные черты создают характеры главных героев зримыми. Обитатели уездного городка выстраиваются в некий карикатурный парад.
Спектакль поставил еще один представитель Беларуси — режиссер Игорь Казаков. Он лауреат многих международных конкурсов, трехкратный лауреат Национальной премии Республики Беларусь. По его словам, комедия — сложный жанр. И необходимо так сделать спектакль, чтобы было смешно, но не вульгарно.
— Гоголь умудряется в одном произведении смешать тонкие и грубые краски, свободно перемещаться от мягкой иронии до желчной сатиры. Мы делаем спектакль на сочетании смешного и немножко страшного. Гоголевская история вообще построена на страхе. Он толкает людей на необдуманные и нелепые поступки, — считает Игорь Казаков. — Городничий в конце пьесы восклицает: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Мы тоже пытаемся посмеяться над собой: над нашей узколобостью, мещанством, над пороками.
И маски в спектакле вполне уместны. Каждая имеет собственную, только ей присущую эмоцию. И поэтому в последней финальной сцене все персонажи замирают с той самой эмоцией, с которой играют весь спектакль. Кстати, и актерам приходится применять немало усилий, чтобы выглядеть естественно в маске, в том числе передвигаться по перекошенной сцене.
Эксперты национальной премии «Золотая маска» выдвинули постановку «Ревизор» Театра кукол Карелии сразу в четырех номинациях: спектакль, работа режиссера, художника и актеров: Родион Михно — Хлестаков, Олег Романов — Городничий.
Светлана Цыганкова
tsygankova@yandex.ru