От чего зависит качество продукции

Качество желает лучшего

Статистика утверждает, что за первое полугодие наша страна увеличила экспорт товаров и услуг по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 20 процентов. Тенденция радует. Однако нельзя забывать, что и конкуренция на мировых рынках становится все жестче. И без повышения качества продукции отстаивать свое место под солнцем, а также находить новых партнеров становится все сложнее. Не случайно Президент постоянно обращает внимание управленцев всех уровней на вопросы качества товаров и услуг. И при назначении нового руководства Правительства поручил Главе Администрации Президента Наталье Кочановой взять этот вопрос под железный контроль, подчеркнув: если мы будем делать некачественную продукцию, грош цена нашей стране, а тем более нашей экономике. От чего же в наибольшей степени зависит выпуск качественной продукции? Что играет определяющую роль на производстве: современная техника и технологии или все же человеческий фактор?

Фото БЕЛТА

Технологии нового времени

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания


Проблема обеспечения качества продукции и услуг возникла не так давно, примерно лет 150—200 назад. Связана она с переходом от рынка продавца (когда у покупателя нет выбора, как, например, при натуральном обмене) к рынку покупателя. О рынке покупателя ученые говорят, когда существует конкуренция. Товарное насыщение непосредственно связано с развитием технологий и научно-техническим прогрессом. Только благодаря изобретению парового двигателя и многих других вещей стало возможно массовое производство. В истории человечества техническое развитие происходило достаточно медленно и лишь в последние столетия приобрело взрывной характер. Ведь даже среди читателей этих строк есть люди, которые родились, когда еще не существовало телевизоров. Многие помнят, что сроки реализации продуктов в магазинах не превышали трех месяцев (из-за качественно иных технологий как производства, так и упаковки и хранения). Не так давно появилась мобильная связь. Технологии меняют не только привычный образ действий, но и образ мыслей людей.

Любой производитель должен учитывать тот факт, что в условиях глобализации локальных рынков практически не осталось. Выходя на рынок со своим товаром или услугой и рассчитывая на коммерческий успех, необходимо осознавать, что этот продукт должен быть конкурентоспособным на мировом уровне. И это не преувеличение. Сегодня не проблема купить что угодно практически в любой точке мира, и такая тенденция будет нарастать. Возможным это стало также благодаря современным техническим решениям и технологиям. Если несколько десятилетий назад финансовые транзакции занимали достаточно длительное время и требовали участия большого количества агентов, то сегодня они могут осуществляться за доли секунды. Рекламировать свой товар или услугу также можно в любой точке мира без чрезмерных затрат. Растет количество услуг, которые оказываются по всему миру независимо от местонахождения. Обучение языкам, программирование, консультационные услуги не знают границ. 

Многое из того, что сегодня является общепринятым, широко используется в быту, появилось именно благодаря использованию оригинальных технологий, позволяющих обеспечить производителю более или менее длительный период превосходства над конкурентами. И конечно же, любой производитель заинтересован в максимально продолжительном сохранении ноу-хау, своих технических и технологических секретов. Поэтому на мировом рынке не продаются самые современные технологии, а лишь те, которые уже перешагнули середину своего жизненного цикла. 

Означает ли это, что лишь те страны, которые обладают самым мощным научным потенциалом, могут претендовать на успешность и опережающий экономический рост? Ответ отрицательный, поскольку далеко не все решается только за счет технического превосходства. Сегодня как никогда важна роль идеи и ее оригинального, нестандартного воплощения. Ведь технологичность должна быть присуща не только производству, но и абсолютно любой деятельности, которая претендует на коммерческую успешность. Под технологичностью услуг я понимаю такую организацию ее выполнения, при которой человеку легко воспользоваться услугой, легко оплатить, легко оспорить и так далее. А это полностью зависит от людей, которые заняты бизнесом. И такие современные тренды, как каршеринг (аренда автомобиля без водителя), капулинг (совместное использование транспорта) и многие другие, возникающие каждый день, открывают окно возможностей всем, кто сможет предложить более креативную и выгодную схему их реализации. И здесь главную роль играет технологичность. Несомненно, она определяется доступностью технологий (в первую очередь для клиента, получателя услуги), знанием рынка, соответствием предлагаемой услуги традициям, культуре, привычкам. 

Да и на товарных рынках ситуация не сильно отличается. Ведь даже такой продукт, как сахар, сегодня предлагается не менее чем в двадцати видах, и на каждый находится свой потребитель. Таким образом, именно инновационные продукты и технологии в большей степени определяют успех любого производства.

Самый главный капитал

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ


Оценивая развитие экономики, мы все чаще отдаем приоритет технологиям, ставя способности человека на второе место. Рассуждаем, к примеру, что умные цифровые контракты, роботы и беспилотники помогут исключить человеческий фактор и заменят юриста, квалифицированного рабочего или водителя. Однако реалии говорят об обратном. В современном обществе все более растет значимость личных качеств работника: профессионализма, ответственности, самодисциплины, честности. Тем более что со временем будет снижаться доля простых профессий, на смену им придут более сложные, требующие более высокой личной и производственной культуры. 

Из культуры произрастает этика, дисциплина и все остальное, что делает производство эффективным. Японцы так и говорят, что высоким технологиям требуются высокие человеческие отношения. Иначе существенно возрастают риски будущих проблем и происходят трагедии. Примером этому служит недавний случай на МКС, произошедший из-за просверленного рабочим лишнего отверстия, которое он просто замазал клеем, не сказав никому о своей ошибке. Уже на орбите клей улетучился и с МКС начал уходить драгоценный воздух. 

Отсюда и важность человеческого капитала, который в структуре национального богатства развитых стран составляет свыше 70 процентов и под которым понимается весь запас навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Эксперты Всемирного банка, изучая проблемы экономического роста различных стран, пришли к выводам, что только 16 процентов этого роста обусловлены физическим капиталом, 20 процентов — природным, а 64 процента связаны именно с человеческим фактором.

То есть основная доля прироста национального дохода определяется именно приростом знаний и образованности общества. При повышении уровня человеческого капитала всего на один процент производительность труда вырастет почти на 4 процента. Из теории менеджмента также известно, что в любом бизнесе оборудование приносит лишь 20 процентов успеха, ресурсы — 19 процентов, кадры — 61 процент. Поэтому образование и культура являются базовыми и первоочередными условиями повышения эффективности предприятий, любой модернизации и в целом развития страны. Конечно, все это требует определенных усилий человека и затрат. 

В программе социально-экономического развития Беларуси, в Национальной стратегии устойчивого развития определены важность и актуальность проблемы “человеческого капитала”. Более того, в государственных документах подчеркивается, что проблемы экономического роста и благосостояния населения страны являются следствием развития человека, его личных качеств и повышения культуры производства. Мировые рейтинги определяют Беларусь как страну с высоким уровнем человеческого развития (50-е место в рейтинге среди почти 200 стран), обладающую значительным интеллектуальным и культурным потенциалом. Его доля в национальном богатстве составляет 55 процентов. Первая в СНГ! Однако по уровню наукоемкости и инновационности многих товаров страна пока еще далеко не в первых рядах. То есть потенциал роста есть, но реализуется он в основном не в материальном производстве, а в сфере услуг, в том числе и высокоинтеллектуальных, например, в Парке высоких технологий. Замечу, что на максимальное задействование человеческого потенциала влияет не только нуждающееся в постоянном развитии законодательство, организация производства, оптимальная налоговая система. В большей степени сдерживающим моментом здесь является несовершенство системы востребованности экономикой “человеческого капитала”. Пока рынок труда в стране заинтересован в основном в менеджерах, продавцах и водителях. То есть в профессиях, не требующих зачастую высшего образования. В связи с этим нужна разработка государственной программы развития и востребованности человеческого капитала. Это сложная работа, включающая комплекс взаимоувязанных мероприятий не только для существенного увеличения рынка новых, интересных и высокооплачиваемых профессий для всех возрастов, но и повышения качества деловой среды. А самое главное, важно добиться опережающего роста уровня общей, производственной и личной культуры людей. Все это решаемо и зависит не только от государства и руководителей предприятий, но и от каждого из нас.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter