К знаниям нет столбовой дороги

Новая редакция правил приема в вузы и ссузы будет утверждена уже в ближайшие дни

Новая редакция правил приема в вузы и ссузы будет утверждена уже в ближайшие дни...

Эта новость заинтересует, без преувеличения, всех. Каждую семью. Новая редакция правил приема в вузы и ссузы будет утверждена уже в ближайшие дни. Таков главный итог совещания у Президента. А почему это известие обрадует такое большое количество людей — очевидно. Ежегодно попытку поступить в вуз предпринимают более 100 тысяч молодых людей. Плюс средние заведения, родители вчерашних выпускников, их бабушки и дедушки, переживающие за них школьные учителя, друзья, родственники... Словом, с началом вступительной кампании в особое настроение ожидания погружается чуть ли не вся страна. А она уже не за горами. Новую редакцию правил Правительство должно было представить еще в декабре. Не успели. Март, в принципе, тоже не крайний срок. Время еще есть. Но чем его меньше, тем тревожнее от неясности на душе у абитуриентов и их близких. К чему это лишнее испытание? Поэтому дальше решено не тянуть.


В принципе, наша система допуска к высшему и среднему специальному образованию и без того достаточно эффективна, справедлива и прозрачна. На нас с интересом, а порой и с завистью смотрят не только соседи, но и более далекие партнеры. А дома свыше 60 процентов абитуриентов и их родителей в соцопросах говорят о том, что нынешние правила их устраивают. Опасаются другого — кардинальных перемен незадолго до начала кампании. И это, обращает внимание Президент, первое, что надлежит учитывать:


— Мнение граждан — главное, чем мы должны руководствоваться при принятии решений.


Кто–то спросит: если правила так хороши, тогда зачем их менять? Вот тут важно правильно понять тему. Во–первых, не менять, а принять новую редакцию. Принципиальная позиция Президента:


— Никаких революций в организации приема не будет.


То есть стержень системы остается прежним. Но любой, даже самый безупречный механизм нуждается в периодическом обслуживании с заменой некоторых деталей и настройкой. А правила приема остаются практически неизменными 8 лет. Хотя сама система высшего образования за это время претерпела некоторые изменения. Во время регулярных посещений Президентом учебных заведений так или иначе заходит речь о повышении качества всего образовательного процесса. На этот счет даются соответствующие поручения. За последние годы никто не почувствовал ломки, каких–то радикальных перемен. Но профессиональное обучение стало более ориентированным на практику. Сроки учебы в вузах сокращаются за счет уменьшения часов непрофильных дисциплин. Все делается для того, чтобы из учебного заведения выходил хоть и молодой, но действительно специалист. А не опять, по сути, студент, которому надо заново всему учиться уже в процессе работы. Этот процесс отладки — постоянный.


Высшее образование становится все более массовым. И это не широкий жест престижа государства, а веление времени. На что Александр Лукашенко обратил особое внимание присутствующих. Ведь сегодня многие рабочие задачи порой настолько высокотехнологичны, что со знаниями, полученными даже в колледже, к их надлежащему исполнению не очень–то и подойдешь. Квалифицированных специалистов требуется все больше, а демография сложна. В ближайшие годы ожидается снижение численности выпускников школ, а потребности динамичной экономики в специалистах меньше не становятся. И в этом мне увиделся один из основных мотивов необходимости некоторой корректировки правил поступления.


Из прозвучавших на совещании докладов и последовавшего обмена мнениями отчетливо проявились направления, по которым нужно совершенствовать работу. С одной стороны, это облегчение доступа к студенческой скамье для абитуриентов, уже проявивших склонности к выбранной специальности. Это победители и призеры предметных олимпиад, медалисты, добившиеся весомых результатов спортсмены. С другой — нужен разумный маневр уровня проходного балла. Это больше актуально для вузов военного профиля. Здесь формальный подход только мешает делу. Абитуриент может идеально подходить по здоровью, физической подготовке, моральным качествам, хорошо знать точные науки, иметь приличный аттестат, но недобрал хоть балл, скажем, по языку — и курсантских погон не видать. Кроме того, в коррекции нуждается система целевого набора, что особенно важно для учреждений аграрного и педагогического образования. Будут пересмотрены и льготы для поступления с целью сделать его еще более справедливым. Еще одна задача: стимулировать стремление молодых людей получать среднее специальное образование. Подготовлены и некоторые другие изменения. В мельчайшие детали пока вдаваться не буду. Это тема для отдельного, глубокого разговора. Тем более что Президент распорядился развернуть самое широкое информирование о сути новшеств. Что, несомненно, будет сделано.


А пока особенно пристальное внимание надлежит сконцентрировать на важнейшем и принципиальнейшем моменте. Самая большая победа нашей системы доступа к высшему и среднему специальному образованию в том, что она практически полностью исключает коррупционные проявления. Никто не в состоянии вмешаться в процесс, каких бы карьерных высот ни достиг. Просто нет такой даже технической возможности. Здесь требование Президента однозначное: любое нововведение возможно только при непременном условии сохранения этого главного достижения. Ведь последствия могут быть самыми плачевными. Какими? Александр Лукашенко настоятельно рекомендует делать выводы из примера наших южных соседей:


— Развал страны, который произошел в Украине, в его основе лежит развал экономики и страшная коррупция. Вот две причины, которые разрушили государство.


Поэтому непримиримая борьба с коррупцией будет вестись и дальше. Еще большее внимание этой теме будут уделять СМИ.


И еще одна рекомендация Президента. Совершенствуя систему образования, нельзя забывать о тех, кто в ней занят. Пока же попытки поднять заработки школьным учителям ощутимого результата не дают. Была идея повысить зарплаты за счет увеличения нагрузки, на поверку рост оказался незначительным. Поэтому Правительству, областным властям и Мингорисполкому Президентом поручено задействовать все имеющиеся резервы, чтобы существенно повысить заработную плату педагогам школ уже со следующего учебного года:


— Учителей обижать нельзя.


Кто поспорит с тем, что система образования должна быть справедливой для всех? И для тех, кто получает знания, и для тех, кто ими делится.


Время вносить коррективы в систему образования, чтобы двигаться вперед


На совещании по совершенствованию системы и работы по приему в вузы и ссузы Президент Александр Лукашенко рассказал о своем видении главных аспектов вступительной кампании. Что в первую очередь вынесли для себя непосредственные участники образовательного процесса?


Сергей Маскевич, министр образования:


— Могу с уверенностью сказать, что разработанный еще в 2006 году механизм приема в вузы и ссузы обеспечивает равные возможности граждан при поступлении. Так что действующие правила приема позволяют отобрать лучших для обучения за средства госбюджета. Сейчас каких–то острых проблем в организации приемной кампании нет. Но из–за демографии за последние годы существенно уменьшилось количество выпускников школ, что уже отражается на обеспеченности отдельных отраслей экономики трудовыми ресурсами. При этом очевидно, что для обеспечения приоритетности бюджетного набора целесообразно внести коррективы в правила приема. Для этого, в частности, предлагается: предоставить абитуриентам независимо от места их проживания возможность участвовать в конкурсе по целевой подготовке, увеличить целевой прием по сельскохозяйственным специальностям до 60%, по иным — до 40%, предоставить право зачисления без вступительных испытаний или вне конкурса при поступлении на военные специальности выпускникам Минского суворовского военного училища, Лицея при Гомельском инженерном институте МЧС и кадетских училищ, предоставить абитуриентам право выбора вступительных испытаний в учреждении высшего образования либо предоставления сертификатов ЦТ при поступлении на сельскохозяйственные специальности. Есть и другие идеи. Думаю, новые предложения пойдут на пользу вступительной кампании и расширят возможности учреждений высшего образования для набора лучших из лучших.


Сергей Абламейко, ректор БГУ:


— Совещание действительно прошло в очень динамичном режиме. Состоялся обмен мнениями, которые Президент внимательно выслушал и в итоге согласился с нашими предложениями внести небольшие изменения в правила проведения вступительной кампании. Это постоянный процесс. Вспомните, в прошлом году была повышена минимальная планка на ЦТ. Сегодня высказывались мнения, чтобы ее несколько снизить. Но я считаю, что она вполне справедлива. В прошлом году мы перешли на четырехлетнее обучение... Многое меняется! Что касается учебного процесса БГУ, то считаю наши программы достаточно сбалансированными и разумными.


Константин Бондаренко, ректор Могилевского государственного университета имени А.Кулешова:


— Мы, ректоры вузов, давно ждали этой встречи с Президентом. Она стала толчком в осознании важности и нужности совершенствования высшего и среднего специального образования. За последние годы многое изменилось в стране и мире, настало время для внесения корректировок и в правила приема в вузы. В связи с демографической, экологической ситуацией без целевого набора кадровый вопрос в глубинке решить невозможно. Ставка на целевой набор особенно важна по тем специальностям, которые обеспечивают инфраструктуру нашего государства: это учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства. Один из путей закрепления кадров раз и навсегда — увеличение срока отработки целевиков до пяти лет вместо двух после получения диплома. За пятилетку у большинства молодых специалистов появятся семьи, дети, многим из них удастся продвинуться по карьерной лестнице. За это время будут обжиты дома и квартиры, появятся новые друзья и знакомые — специалисты повзрослеют, пустят корни. В общем, первое место работы станет для них малой родиной, которую большинству покидать не захочется. Считаю, благодаря поддержке Президента в ближайшие годы нам удастся полностью снять кадровый вопрос.


Александр Курдеко, ректор Белорусской государственной сельскохозяйственной академии:


— Поручение Президента увеличить целевой набор по остродефицитным специальностям, в том числе сельскохозяйственным, было дано давно. Сейчас прозвучала конкретная цифра — до 60 процентов. Думаю, со мной согласятся все коллеги: правила приема в вузы меняются очень своевременно. Очень важно, что к подготовке специалистов подключатся организации–заказчики: сельскохозяйственные предприятия, которые отберут будущих зоотехников, агрономов, ветврачей, направят к нам на учебу. Немаловажно, что для целевиков будут предусмотрены существенные льготы: минимальный проходной балл по результатам централизованного тестирования, а в случае недобора даже право сдать внутривузовские экзамены. Безусловно, целевиков привлекут и льготы на протяжении учебы: повышенная стипендия, стопроцентная гарантия предоставления общежития. Все эти меры позволят нам не допустить нехватки специалистов в демографически непростые годы, они поспособствуют поднятию престижа сельскохозяйственных специальностей.


Елена Левшеня, студентка 2–го курса Института журналистики БГУ:


— С одной стороны, учебный процесс меня устраивает, но с другой — думаю, некоторые предметы не по специальности можно безболезненно убрать. Например, в нашем расписании на первом курсе были основы естествознания, основы энергосбережения, основы экологии... Сейчас их убрали, потому что все равно за один семестр невозможно все запомнить. Но зато нынешний первый курс сдавал экзамен по педагогике, философии и психологии одновременно и в один день. Конечно, при получении высшего образования знания должны быть обширными, но в моей будущей профессии все–таки очень важна практика, а ее хотелось бы побольше. И, конечно же, жду, что будет решен вопрос с жильем: сегодня далеко не все студенты могут попасть в общежития, которые в первую очередь дают тем, у кого есть льготы. А если льгот нет? Снимать жилье в Минске не каждому по карману...


Советская Белоруссия №46 (24429). Среда, 12 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
---------
Не новая, а очередная!
Людмила
Целевой набор увеличить до 60% для сельскохозяйственных, педагогических вузов - это хорошо.Срок отработки до 5 лет с целевым набором увеличить нужно для закрепления молодых специалистов на первых рабочих местах. А увеличить целевой набор в другие вузы до 40% стоит ли это делать? Семья из рабочего состава - это направление не возьмет. Будет дан ответ:"У нас специалистов хватает". А человек работающий в администрации, в управлении всегда возьмет направление. Буквально этот ответ был дан и мне. А другому человеку в этот день было дано направление.
ВЛАДИМИР
Предлагаю расширить возможность выбора абитуриента - разрешить абитуриентам сдавать не 3 а 4 теста и затем, по выбору использовать их при поступлении
Сафонов Анатолий
Было бы из чего выбирать?! Количество часов на изучение предметов так сократили, что учителя едва успевают отчитывать часы, а не то, что закреплять знания?! Только в этой четверти у меня по разным причинам пропущено учениками более 180 часов!!!! Какие знания будут на выходе? Если раньше было 4 часа алгебры и 2 - геометрии, то сейчас -2 часа и 2 часа.... Может вообще детям в школу не ходить? Больше сэкономим?! С уважением .<br />
P.S.<br />
Призеры олимпиад и отличники на занятиях рассмеялись, когда я им сказал, что их возьмут в педагогические ВУЗы без экзаменов.... Во-вторых, может учителям и военным повысить зарплату до вступительной компании, чтобы ориентировать на поступление на эти специальности молодежь? Потом - будет все равно....<br />
Еще раз. С уважением.
Валерия, абитуриент
Насчет медалистов все верно сказано. Школьники могут год за годом выигрывать районные и республиканские олимпиады, однако каких-то весомых результатов им это не приносит. Получается, если не занял 1 место на олимпиаде в последний год учебы - считай, ничего и не получишь, кроме хорошей оценки за четверть. А то, что до этого все годы получал дипломы, уже не имеет значения.
Андрей Л.
"Была идея повысить зарплаты за счет увеличения нагрузки, на поверку рост оказался незначительным". Нужно дать возможность хорошим учителям подрабатывать репетиторами у своих же учеников. И делать это легально, без лишних нервов и бумажной волокиты. По своему опыту знаю, что это существенно увеличит доход учителей, да и детям будет польза, не нужно искать преподавателей на стороне, которые еще неизвестно чему научат.
Сафонов Анатолий
Согласен. Иногда многие смежные специальности отличаются одним предметом.... Я тоже когда-то такое предлагал.....
Взгляд сбоку
Поддерживаю Вас Анатолий, а особенно больно что с каждым годом и математики и физики преподают все меньше и меньше, да и не знаю как у Вас в Жлобине, но в Гомеле с преподавателями физики напряженка насколько я знаю. Будь моя воля увеличил бы количество часов по этим предметам ( эх и преподавателей еще бы). Без этого не будет прорыва у нас. Если мне не изменяет память то во временя СССР в медицинские ВУЗы сдавали физику...
Svetlana
Если отойти от субъективного взгляда, то в интересах страны и будущих поколений введение 5-летней отработки по целевому направлению - очень хороший вариант. Хоть не всей молодежи это понравится (оно и понятно, все рвутся в столицу), но иногда нужно думать и о стране, в которой живешь. Так делали наши родители и бабушки с дедушками. Своей земли ничто не заменит. Нужно возвращаться и поднимать малые города и поселки, а не обманывать государство и искать лазейки.
Петр,пенсионер
Развалили одно из лучших в мире образование до основания,а теперь бросаются из стороны в сторону.Теперь вот взялись за ВУЗы,я консерватор в сфере образования,а то,что сейчас предложили и будут ломать через колено - убирать "ненужные" дисциплины,сокращать сроки обучения ... и кого в итоге мы получим(?) ни технарей,ни образованных специалистов,а получим "нечто" с дипломами,которые ни писать,ни говорить грамотно не умеют,человек с высшим образованием это гармонично образованный и развитый специалист, специалист думающий и способный реализовать поставленные задачи,а не слушать указивки и брать под козырек.
Скороход
Я сейчас на третьем курсе, буду преподавателем, и за три года учебы могу назвать с десяток предметов, которые не принесли никакой практической пользы, а времени отняли много. Я хочу учиться и с удовольствием хожу на лекции, но зубрить предметы, про которые даже сами преподаватели говорят, что они для галочки, не хочу. Хорошо, что где-то сократили время обучения до 4 лет, но по-моему в некоторых гуманитарных вузах его можно смело сокращать и до 3-х. А вместо этого лучше ввести обязательную практику перед (!) поступлением, чтобы человек сразу понял, его это или не его, и не тратил потом впустую деньги. В некоторых зарубежных странах так и делают: чтобы получить высшее образование, ты сперва должен проработать хотя бы полгода по специальности. И работодатели знают об этом и берут без диплома на такую практику, а потом пишут рекомендации.
Алина
А по-моему, все у нас с образованием в порядке. Тот, кто хочет, всегда сможет учиться! Сейчас столько возможностей! И интернет под рукой, и новые технологии, а не то что раньше, когда для того, чтобы взять нужную книгу в библиотеке, нужно было ждать месяц в очереди. Проблема - в лени! А это должна исправлять не система образования, а родители.
Сафонов Анатолий
Я с одним пожилым врачом беседовал по этому поводу и он мне сказал (я этого не знал): "А раньше, в медицинские ВУЗы - физику сдавали, поэтому и врачи были лучше" ... Без слов. <br />Советский Союз потому и обогнал США по многим параметрам, т.к. было больше часов математики и физики в программе... <br />Я сочувствую сейчас преподавателям ВУЗов?! С кем им приходится работать?! Жуть!!!!
Сафонов Анатолий
Я, конечно, тоже понимаю, что специальность - это главное. Но не надо забывать,что человек получает высшее образование и в любом ВУЗе специализация начинается уже на третьем курсе. Ломать - не строить. Среднюю школу уже "сломали". Беда как раз и заключается в том, что после нашей "средней" школы в ВУЗ приходят такие, что и научить их чему либо невозможно?! Профильные классы дают лишь 25% поступающих в ВУЗы, а остальные?! ....
семён
На одной из лекций узнал, что БГУ ежегодно выпускает около 50 философов, но они как-то растворяются в обществе, не слышно от них каких-либо идей. Интересно, где и кем они работают? Преподают в ссузах... Есть и много других специальностей, которые "отомрут" уже к 2020 году или потеряют свою востребованность. Думает ли кто-нибудь в государственных структурах об этом, ведь нужны своевременные меры. Высшую школу одним махом не перестроишь, а вот безнадежно отстать от других стран можно.
Диана Добренко, 11 класс, г. Сморгонь
Поймите нас<div><br /></div><div>Как же трудно быть выпускником. Каждый день чувствуешь себя под многотонным прессом учителей и родителей. Жутко сложные тесты, огромные домашние задания, репетиторы, постоянное родительское «учись!». А если к этому добавляются проблемы с одноклассниками или на любовном фронте - испытываешь состояние близкое к нервному срыву. Очень важно чтобы в решающий момент рядом оказался кто-то из родных или близких, кто хотя бы обнял и помолчал. А если нет?<br />
Получив удар и от родных – куда пойти ребенку??? Вот тогда те, кто слабее совершают что-нибудь с собой, а те, кто посмелей - с обидчиком. <br /> <br />
Дорогие наши учителя! Мы понимаем как вам тяжело с нами. Все мы разные, со своими характерами, желаниями и предпочтениями. И изначально не понятно, кто перед тобой: может это будущий гениальный писатель или актер и ему совершенно не нужны глубокие знания физики и математики. Или будущий ученый, который своими открытиями когда-нибудь спасет мир, хоть в докладах будет допускать орфографические ошибки. Или просто бандит, которому плевать на все.На данном этапе выбор уже сделан, поэтому наши и ваши нервы тратятся напрасно. Мы 11 лет учились по вашим графикам, так разрешите нам хотя бы последние месяцы посвятить реализации НАШИХ планов и мы будем вам безмерно благодарны.</div><div><br />
Дорогие наши родители! Мы вас очень любим и ценим вашу заботу. А главное, мы давно поняли, что РЕШАЕТСЯ НАША СУДЬБА!</div><div><br />
Прочее окружение выпускников, просьба – сбавить обороты…</div>
Натали
Не хватает специалистов в сфере образования и сельского хозяйства?<br />
Может, вместо того, чтобы всеми способами заманивать (или, как у нас любят говорить, "ориентировать") молодёжь в соответствующие вузы, лучше попробуем разобраться в причинах этой проблемы?<br />
Ведь на самом деле всё проще пареной репы. Абсолютное большинство людей работает всё-таки ради денег. А кто у нас получает самые низкие зарплаты в Минске? Учителя! По-вашему, золотые медалисты соблазнятся возможностью не сдавать ЦТ и дружно поступят в педагогические вузы? Ага, 11 лет сушили мозги ради 4-х миллионов в месяц! <br />
Выпускники Горецкой сельхозакадемии бегут из колхозов. И не потому, что не хотят жить в деревне. Просто зарплаты работников сельского хозяйства в 2 раза ниже, чем у работников промышленных предприятий. <br />
Короче: будет достойная зарплата - будут специалисты.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости