К своим истокам и героям. Вторая жизнь Борздовки

Окончание. Начало в номерах за 24 и 26 октября

3. Вторая жизнь Борздовки

Кто бы ни возглавлял это хозяйство в последующие годы, в памяти сельчан навсегда останутся имена Магера, Воронковского, Апуко, Шерстнёва, Лопоухова…

Вместе с развалом СССР в колхозе имени Куйбышева Оршанского района стали один за другим меняться руководители. Сельчане сами не знали, радоваться им или огорчаться из-за того, что хозяин у них снова новый будет. По одному, а то и семьями они подались то в города, то в другие, на их взгляд, более перспективные деревни. По всей видимости, оставались самые крепкие, кто пустил глубокие корни в родную землю. Такие, как братья водитель и механизатор Олег и Константин Шутовы, доярка Наталья Ващекина, механизатор Владимир Полячинский, главный агроном Анатолий Дробышев, семья Ачковских… Они и есть та опора, на которой сейчас держится агрогородок Борздовка, получивший этот статус в 2011 году.

Механизаторы Павел и Олег АЧКОВСКИЕ.

ВАСИЛИЯ Михайловича Городникова разыскала в Орше. Он 2,5 года был агрономом, после 18 лет руководил хозяйством. Удивился, когда узнал, что я пытаюсь перевернуть девяностолетнюю историю:

— В колхоз пришел специалистом в июле 1982 года, потом принял руководство у Михаила Тимофеевича Кокошинского. Слышал, тот уехал в Молдавию на родину жены и там умер в 88-м. Нет давно Воронковского, Лопоухова. А кто был еще раньше, не скажу. Знаю, что один из послевоенных председателей ходил на работу пешком из Орши, каждый день туда и обратно. Сложно восстановить все в памяти, спустя столько лет. А при мне колхоз был крепкий. Свой цех, где лепили гипсовые изделия. Даже в Москву на продажу их возили. Свой асфальтовый завод, все дороги в порядок привели. Построили зерносушилки и другие сельхозобъекты. В феврале 1987 года Борздовку объединили с деревнями Есипово и Браздетчино колхоза «Ленинский путь», а в мае 1990-го снова разъединили. Тогда все становились независимыми. Альтернативные выборы, развал Союза… Меня сменил Анатолий Антонович Лагуто. Если сейчас пересчитать, то руководителей 16 или 18 получится. 

ПОСЛЕ всех перебросок и перестановок Борздовка стала филиалом Оршанского агросервиса. Но название «имени Куйбышева» сохранялось долго, до января 2006-го, пока не провели реорганизацию. Сейчас это СУП «Борздовка-Агро», с июля 2019-го его возглавляет Денис Мамыко:

Директор СУП «Борздовка-Агро» Денис МАМЫКО.
— Коллектив небольшой, среднесписочная численность всего 96 человек. Да и сельхозпредприятие тоже маленькое — 1750 гектаров пахоты. В 2019-м собрали неплохой урожай зерновых — три тысячи тонн. Урожайность 37,4 центнера с гектара, гибридная рожь дала 51 центнер. Есть молочно-товарный комплекс. Строительство нового на 2000 дойного стада ведется в Чурилово, в 2020-м планируется свинокомплекс в Горянах. Но самое главное — люди, которые здесь трудятся. 

Мехдвор вечером оказался довольно оживленным местом. Одни загоняли технику, другие, сидя на скамейке у ворот, ждали начала планерки. Успела пообщаться с бывшими «куйбышевцами» — сторожем Валерием Кастрицей и энергетиком Иваном Алесиным. Первый работает с 1985 года, второй — аж с 1973-го. Валерий Аркадьевич долгое время был механизатором: «Я пришел как раз в то время, когда менялись председатели Михаил Кокошинский и Василий Городников. Людей в колхозе было больше, строгая дисциплина. Василий Михайлович хорошим руководителем был, многое успел сделать. Но начиналась разруха, перестройка. Сейчас молодых немного, в основном пенсионеры или те, кто приближается к этому возрасту. Молодежь больше к городской жизни тянется, там и остается». 

К счастью, это касается не всех. Есть в Борздовке целые механизаторские династии. У Ачковских первым когда-то был Михаил Иванович, даже орденами за труд его награждали. По его стопам пошли сыновья Юрий, Константин и трое внуков. Все работают в «Борздовке-Агро». Самый старший Ачковский ушел из жизни, но тракторист-орденоносец однозначно бы гордился, что его внуки Кирилл, Олег и Павел во главе с их отцом Юрием — одни из лучших механизаторов хозяйства. Удалось на мехдворе «поймать» для снимка только двоих Ачковских. Олег старший, ему 27, Павлу только 22. 23-летний Кирилл проскочил мимо меня. Все парни получали права тракториста в сельхозлицее поселка Высокое Оршанского района. Спросила, нравится ли работа механизатора. В ответ рассмеялись: 

— А кем в деревне можно еще быть? Мы с раннего детства к отцу в трактор залезали и ездили, так что это впитано с малых лет. 

Зарплата устраивает. В сезон, говорят, больше тысячи выходит. Зимой, понятное дело, меньше. 

Механизатор Валерий КАСТРИЦА.
Мне как постороннему человеку приятно было наблюдать со стороны за таким братством. Тем более что ребят хвалят старшие коллеги, говорят «толковые хлопцы, хваткие, добьются своего». Кто его знает, может быть, из такой вот простой сельской молодежи и вырастали когда-то орденоносцы и Герои Соцтруда в колхозах. Поинтересовалась у работников, как им вообще живется в деревне?

— Хорошо, в последнее время жизнь налаживается. Провели газ во все дома, школу и Дом культуры отремонтировали, везде красиво. За деревней строят комплекс, скоро еще один начнут. Работа будет у людей. Раз такие объекты возводят, значит, Борздовку еще больше облагородят. Вы пройдитесь по мастерским, посмотрите. Чисто, аккуратно, есть душевые кабины. Мы вам скажем по секрету: гордимся, что у нас свой, родной, председатель облисполкома. Он помнит малую родину, а значит, у деревни есть будущее.

«Родной председатель», как назвали борздовцы Николая Шерстнёва, помнит не только малую родину, но и тех, с кем довелось самому работать в колхозе. Вот что он рассказал корреспонденту «СГ»:

— Абсолютно никого не забыл, и даже тех, кого сегодня нет. К счастью, еще остались люди, с которыми начинал трудовую деятельность. До сих пор работает механизатором Константин Николаевич Шутов, награжденный орденом Трудовой Славы 3-й степени. Олег Шутов — водитель, его жена когда-то была при мне начинающим специалистом зоотехнической службы. Есть еще мой однофамилец Николай Шерстнёв, только Викторович. Некоторые люди за эти годы переехали из Борздовки. Мой ровесник Юра Медведев был механизатором. По сей день в хозяйстве работает агрономом Анатолий Федорович Дробышев. Это была сильная команда молодых специалистов, механизаторов. Опытные, прожженные и мудрые, достойная смена молодежи, которая четко перенимала знания и опыт взрослых. И неважно, кто и кем трудился: специалистом, простым животноводом или механизатором. Это действительно крепкие кадры. 

С развалом Союза многие хозяйства пришли в упадок. Замена кадров, специалистов… Дошло до того, что и сама Борздовка подупала: рассыпались клуб, жилье, производство. Люди разъезжались кто куда. Борздовка — въездные ворота в Могилевскую область! Можно ли встречать гостей разрухой и запустением? Принято решение — год за годом постепенно возрождать деревню. Школу когда-то снесли, она переехала в бывшее здание правления колхоза. Но оно нетиповое, детям неудобно. Клуба нет. Что делать, восстанавливать? Тоже не совсем понятно, как он будет функционировать и содержаться. И новый проект был разработан так, чтобы было выгодно и комфортно всем. И прежде всего школьникам. Сейчас в открытом недавно Центре образовательных, культурных и социальных услуг разместились отдельные кабинеты трудового обучения для мальчиков и девочек, спортзал и актовый зал, библиотека, ФАП, почта. 

Центр образовательных, культурных и социальных услуг.

ПО словам председателя Борздовского сельисполкома Дмит­рия Шалаева, в агрогородке проживают 207 человек, из них молодежи — 39. В школу и детсад ходят дети из Пугляи, Браздетчино, Есипово, Крашино, Загорельских и Пригузок. Улиц всего 4 — Центральная, Садовая, Молодежная и Солнечная, плюс небольшой переулочек. Узкая голубая лента речки Крапивенки и небольшая запруда возле дамбы. В принципе, вся Броздовка. Но это только для меня.

— А знаете, что отложилось в памяти? — выдает на прощание руководитель школьного музея. — Жили сельчане как одна семья, особенно в маленьких отдаленных деревнях. Зайди тогда в любую хату, первым делом спросят, голодный ты или нет. В любой ситуации, плохо человеку или хорошо, тебя поддержат или с тобой вместе порадуются. Любили гостей, всегда встречали их с добром.

Учащиеся Борздовской школы на уроках трудового обучения.

Да, поддерживать друг друга и быть гостеприимными белорусы умели всегда. Пусть в официальных документах нет прежних названий колхоза, борздовцы и те, кто долгие годы относил себя к «куйбышевцам», видят продолжение его истории и в дальнейшем. Кто бы ни возглавлял хозяйство в последующие годы, в памяти сельчан, пока будет существовать школа и будут работать и жить такие неравнодушные люди, как Валерий Печенкин, навсегда останутся имена Магера, Воронковского, Апуко, Шерстнёва, Лопоухова… А на школьном стенде — с практически выцветших старых фотографий будут смотреть суровые и в то же время добрые лица тружеников колхоза, прошедшего долгий путь от «Вызвалення жанчын» до «Борздовки-Агро».

chasovitina@sb.by 

Фото автора и БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter