Наши производители расширяют выпуск импортозамещающих товаров

К пуговицам претензии есть. А к продуктам – нет


Наши производители расширяют выпуск импортозамещающих товаров. В 2014 году страна освоила десятки новых изделий, которые призваны заменить на внутреннем рынке импортные аналоги. Более того, в 2009—2013 годах, по данным Министерства торговли, белорусские предприятия поставили на полки магазинов около 280 потребительских импортозамещающих товаров. Казалось бы, такая системная работа по вытеснению импорта должна давать отдачу. Однако цифры, характеризирующие продажу импортных и отечественных товаров, свидетельствуют о том, что покупатели не всегда покупают белорусское.

Так, например, доля импортной обуви на внутреннем рынке достигла почти 50 процентов, хотя еще пару-тройку лет назад она занимала чуть более трети рынка. То же самое с импортной верхней одеждой. Человек, который предпочитает отечественную одежду и обувь и одевается во все наше, — наверное, один на сотню. Сегодня, конечно, есть бренды, за которые не просто не стыдно — они раскупаются с удовольствием и удовлетворением: «Милавица», «Белвест», «Коминтерн», «Элема». Но незабвенный вопрос: «К пуговицам претензий нет, но скажите, кто сшил костюм?» — нередко еще актуален со всей своей обескураживающей остротой. И так называемые сложнотехнические товары длительного пользования зарубежного производства — телевизоры, холодильники, СВЧ-печи, стиральные машины — практически не ощущают конкуренции со стороны белорусских аналогов и увеличили за последние два года свою долю на внутреннем рынке Беларуси примерно на 30 процентных пунктов.

Тем не менее в последний месяц ушедшего года наши соотечественники «размели» полки магазинов. Под ажиотажную раздачу пошло все — и белорусское, и иностранное. Причины этому известны. Речь о другом. У нас умеют производить действительно хорошие товары. Если вы зададите поисковику вопрос, что россияне ищут под словом «белорусское», то увидите, что на первых позициях будут мебель, трикотаж, одежда, обувь, косметика и само собой — продукты питания. Российскому предпринимателю достаточно разместить вывеску «Белорусские товары» — тут же прибегут покупатели. Производить мы более или менее научились, но вот «доносить» их до покупателей — это, так сказать, не наша национальная черта. Без профессионального маркетинга сегодня даже отличные товары трудно продать. А у нас и на крупных предприятиях в штате нередко по одному маркетологу. Для сравнения: в Европе на аналогичных фирмах трудятся по тридцать специалистов по продажам. Только профессиональный маркетинг сможет и складские запасы разгрузить, и предприятия поднять.

И второе, главное. В понятие «белорусский товар» обычно вкладывают невысокую цену при хорошем качестве. Но сегодня себестоимость товаров так увеличилась, что они совсем не дешевые. Качество при этом прямо пропорционально цене не повысилось. Наша бытовая техника процентов на 10—20 дороже импортной.

Экономисты видят корень всех проблем в неэффективности самих предприятий. Поэтому нужно заняться, по их мнению, реструктуризацией. Чтобы оставаться на плаву, выпускать конкурентоспособную, востребованную продукцию, нужны новые идеи, разработка технологий, приобретение и освоение сложного современного оборудования, реализация эффективных инвестиционных проектов. Наиболее радикальные специалисты вообще говорят о необходимости новой промышленной политики.

Но пока суть да дело, потребитель голосует рублем за иностранного производителя. И так будет до тех пор, пока наш, отечественный, не начнет выпускать действительно качественный товар по доступной цене.

Можно настоятельно рекомендовать промышленным производственникам внимательно заглянуть в свою продовольственную корзину. Здесь даже призыва «купляйце беларускае» не нужно. Он и так работает на 100 процентов. Более 70 процентов продуктов, проданных с начала года, — отечественного производства. Отсутствием аппетита белорусы страдают лишь по отношению к импортным продуктам. Почему? Гарантированное качество берет свое.

germanovich@sb.by


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter