О выборе абитуриентов

К чему душа лежит

Без малого 10 дней осталось до начала выпускных экзаменов. Три недели — до старта ЦТ. Для школьников и их родителей — самое волнительное время под девизом «успеть». Успеть все выучить, натренироваться, самоорганизоваться, собраться и сделать наконец выбор. Знаю семьи, где к нему даже не приблизились, хотя дети с сентября усиленно грызут гранит науки с репетиторами, на подготовительных курсах. Знаю и тех, кто еще с 10–го класса идет к будущей профессии прямым курсом и полным ходом. И знаете, по моим ощущениям, когорта первых все–таки перевешивает. По разным причинам. Выпускники склонны к метаниям, проходные баллы — к колебаниям. Не все удается до конца учесть, не везде можно гарантированно подстелить соломку. Истории студентов первых курсов — часто тому подтверждение.

У знакомых назревает семейная драма. Накануне летней сессии сын–первокурсник не сдал зачет по высшей математике. Впрочем, не он один: из 25 заочников–платников его группы где–то лишь половина получила соответствующую отметку в зачетке. 6 человек уже в унынии забрали документы, потому что преподавателем заявлено: кто с первого раза не сдюжил, тому и во второй абсолютно ничего не светит. Что уж говорить об экзамене через две недели! «Вас никто здесь не держит. Вы ни на что не годны. Идите лучше работать», — сказано было в глаза. Может, чтобы просто подстегнуть, заставить мобилизоваться, кто тут знает? Но родители уже сделали выводы и теперь сильно сокрушаются: «Отчего сразу так сурово? Вузу что, не нужны деньги? Нельзя дать ребенку хотя бы еще один шанс? Он ведь эту высшую математику в своем колледже не проходил. Для поступления она была не нужна...» Здесь, конечно, сразу несколько встречных вопросов может возникнуть. А когда выбирали специальность, про высшую математику в учебном плане не знали? А на установочной сессии разве не стало ясно, что ее придется изучать три года? Почему только сейчас все забегали в поисках репетиторов? Им, кстати, такое видеть не впервой: растерянный первокурсник, пришедший подтягивать математику с калькулятором в руках, потому что извлечь корень квадратный из 36 не способен...

В этой ситуации я ни на чьей стороне. Плохо, когда учебный процесс выстраивается на унижении и страхе, а преподаватель поднимает самооценку за счет неоперившихся юнцов. Мол, да я тему «матрица» знал еще в детском саду! Но считать, что платная учеба на заочке — это фикция, прогулка вполноги — тоже ни в какие ворота. Как и опускать руки, столкнувшись с первой же трудностью. Хотя родители в твою учебу уже немало вложили. Или это было именно их решение, а специальность — нелюбимая, скучная, оттого и сбежать хочется, как только случай подвернулся? Нужны только корочки — не знания, не профессия на годы вперед?

Думаю, такие вопросы нужно и себе, и своим детям, только выбирающим в жизни путь, задавать почаще. А то это уже какое–то массовое явление — заброшенные, образно говоря, на антресоли вузовские дипломы. Которые ни уму ни сердцу. Ни экономике, ни работодателю, ни самому человеку. Говорят, перекос начал формироваться еще с середины 1990–х, когда появились частные институты и платное обучение, а в результате при высшем образовании нынче чуть не каждый второй. Против каждого третьего, становившегося студентом в советские времена. Но, думаю, дело не только в системе (которая, кстати, сейчас начинает активно трансформироваться). У каждого своя голова на плечах, так неужели не жалко тратить годы на то, к чему душа не лежит? Не муторно идти против встречного ветра? И бездарно транжирить свою драгоценную жизнь, в которой тебе тоже дан какой–то талант? Просто надо его в себе почувствовать, на других не оглядываясь. Вот что бы я пожелала нынешним выпускникам. Понимаю, у них в голове тесты, всякие там части «А», «Б» и «С», потом все мысли займет сравнение баллов, но если сейчас не задуматься о главном, то через год, возможно, придется начинать все сначала.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter