Из третьего мира в первый

Феномен малазийского “тигра”Пятьдесят лет назад никто не мог даже предположить, что небольшое полуостровное государство, которое обычно прежде ассоциировалось с непроходимыми джунглями, изнурительным трудом на оловянных рудниках и каучуковых плантациях, станет одним из ведущих мировых центров производства электроники, компьютерных компонентов и разработки новейших технологий. Сейчас феномен стран Юго-Восточной Азии получил красивое название “прыжок азиатских тигров”. Однако еще в 1957 году, когда Малайзия обрела независимость, в ней не было ни промышленности, ни социальной инфраструктуры, зато хватало проблем — межэтнические столкновения, нищета и тотальная безграмотность.

Самый ценный капитал
Архитектором малайзийского “экономического чуда” считается бывший премьер-министр страны Махатхир Мохамад, реформы которого по значимости ставят в один ряд с достижениями китайского лидера Дэн Сяопина. Бывший провинциальный врач возглавил страну в 1981 году. Бюджет Малайзии тогда целиком зависел от экспорта каучука и пальмового масла. Новый премьер круто развернул “штурвал” и взял курс на радикальную модернизацию экономики.  
По мнению экспертов, наряду с поставками калийных удобрений, наибольшим спросом на малайзийском рынке может пользоваться белорусская сельскохозяйственная, карьерная и дорожно-строительная техника, металлопрокат, Лента нержавеющая. В первую очередь перспективными представляются поставки продукции МТЗ, Белорусского автомобильного завода, Белорусского металлургического завода.
Стиль правления доктора “М”, как часто называют Мохамада, нередко напоминал хирургическую практику: сначала будет больно, но это только ради дальнейшего выздоровления. Излечивать свою страну от многолетних болезней доктор “М” начал по собственному рецепту. Суть его была в том, что государству отводилась активная роль в планировании, в развитии тяжелой промышленности, автомобилестроения, в выборе иностранных инвесторов, финансировании исследовательских работ и развитии новых производств. Одновременно правительство пыталось повысить благосостояние нации, предоставляя всяческие льготы для открытия собственного бизнеса.
Однако первые шаги оказались провальными. Главная проблема заключалась в том, что малайзийцы не обладали необходимыми знаниями и навыками, элементарно не умели обращаться с деньгами. Люди не понимали, зачем им предлагают покупать акции прибыльных компаний и как можно пользоваться льготными правительственными контрактами и лицензиями на открытие своего дела.
Лишь к концу 1990 года появились обнадеживающие ростки успеха. Примерно 2,5 миллиона малайзийцев к тому времени стали собственниками наиболее успешных и доходных предприятий. Параллельно в стране были открыты десятки центров подготовки рабочих и ремесленников, возникла сеть университетов и колледжей, а особо талантливую молодежь отправляли постигать секреты менеджмента и современной экономики в лучшие университеты мира. 
— Сделав ставку на образование, лидер Малайзии фактически предвосхитил современную оценку человеческого капитала и интеллектуального ресурса как главного источника процветания страны, — говорит кандидат экономических наук Валентин Адамов. — Не случайно, наверное, до сих пор в негласной табели о рангах должность министра образования в Малайзии престижнее поста руководителя любого силового ведомства, а проблемами высшего образования занимается отдельное министерство.
Деньги, технологии, знания
В своих мемуарах Махатхир Мохамад пишет:
— Мы выбрали путь индустриализации, развития таких капиталоемких отраслей, как производство электронной техники, телекоммуникации, строительный бизнес, нефтегазовый сектор, международный туризм. Но у нас не было самого капитала и хорошей практики менеджмента, своих ноу-хау. Мы не имели выхода на мировой рынок, поэтому решили открыть Малайзию для иностранных инвестиций и на первых порах предоставить иностранным компаниям налоговые преференции.
С инвесторами пришли не только деньги, но и технологии, знания. А когда открылись новые производства, появились и новые рабочие места для безработных. Сегодня визитная карточка страны — высокотехнологические продукты. Здесь любят повторять, что практически каждый третий телевизор в мире собран на малайзийских заводах. После безусловного лидера региона — Сингапура, Малайзия является одним из крупнейших производителей компьютеров. В стране налажена сборка японских автомобилей и бытовой техники, выпускается европейское строительное оборудование и продукция химической отрасли. 
Рецепт от доктора “М”
Характерной особенностью малайзийского пути развития стали так называемые “суперпроекты Махатхира”. Одна грандиозная цель следовала за другой. Производство автомобилей собственной марки, строительство самых высоких зданий в мире, разработка космической программы, перенос столицы — ни одна из этих идей не встречалась овациями в обществе. Но все они с успехом были реализованы.
— Принцип был предельно прост, — поясняет М.Мохамад. — Чем больше горизонты планирования, чем амбициознее планы, тем заметнее результаты. Малые проекты оказывают малое влияние на экономику. 
Правоту своего лидера малайзийцы доказали на практике. Первый в стране спутник связи, первый национальный автомобиль “Протон”, мультимедийный суперкоридор — испытательный полигон для ультрасовременных технологий по образцу “Силиконовой долины” в Калифорнии, самые большие небоскребы в мире — башни-близнецы “Петронас Твин Тауэрс” высотой 452 метра, новый административный центр страны Путраджая — эти мегапроекты стали настоящей гордостью малайзийцев. 
Сам же доктор Махатхир свой рецепт успеха представил весьма красноречиво: чтобы нация смогла добиться того, чего не может ни одна другая, она должна просто-напросто сильно этого захотеть.
Момент истины
Благодаря столь радикальным реформам Малайзия превратилась в процветающее государство, совершив колоссальный рывок из третьего мира в первый. Как признался однажды Махатхир Мохамад, он всегда страстно желал доказать, что мусульманские государства способны занять передовые позиции в современном мире, а не прозябать на задворках цивилизации.
И все же, несмотря на очевидные и значимые достижения, малайзийского лидера нещадно критиковали как справа, так и слева. Среди его оппонентов были различные политические силы: демократы, коммунисты, националисты, сепаратисты, исламисты. Впрочем, Махатхир также не жаловал оппозицию. На протяжении всех 22 лет руководства страной он твердо придерживался принципа приоритетности экономики над политикой. По его убеждению излишняя демократия в мусульманском государстве ни к чему хорошему не приведет, но может грозить анархией и беспорядками.
Моментом истины для Малайзии стал мировой финансовый кризис 1997—1998 годов. Будучи уже на вершине успеха, малайзийцы тогда едва не потеряли плоды всех своих трудов. Перестала расти экономика, сократились экспорт и импорт, с 2 до 8 процентов взлетела безработица, национальная валюта рингит обесценилась на 40 процентов.
Но именно тут экономические рецепты доктора “М” и продемонстрировали свою жизнеспособность и эффективность, и потому из кризиса Малайзия вышла победительницей.
— Примечательно, что она была единственной страной в регионе, которая отказалась от помощи западных финансовых институтов и выбиралась из рецессии за счет собственных усилий, — говорит Валентин Адамов. — Правительству пришлось ужесточить регулирование бюджетных расходов и приостановить некоторые инвестиционные проекты.
Однако для того чтобы окончательно преодолеть последствия кризиса,  понадобилось еще несколько трудных лет. И только после этого Махатхир Мохамад в 2003 году в возрасте 77 лет ушел в отставку.
Наверное, в этом есть некий символизм. Ведь как для любого родителя важно не только поднять своего ребенка, но и убедиться, что он окончательно определился в жизни, так и для политика не менее важно довести начатое им дело до конца и увидеть его реальные плоды.

Беларусь будет развивать и расширять сотрудничество с Малайзией.  Договоренность об этом была достигнута во время встречи Президента Беларуси Александра Лукашенко с премьер-министром Малайзии Абдуллой Ахмада Бадави, прошедшей в ходе Саммита Движения неприсоединения в сентябре 2006 года в Гаване. Кроме того, через Малайзию наша страна могла бы развивать сотрудничество и с другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии.
Беларусь и Малайзия, являясь активными членами Движения неприсоединения, имеют схожие взгляды по многим ключевым международным вопросам, выступают за построение многополярного мира, равноправное сотрудничество всех наций на основе уважения суверенитета друг друга и международного права, проводят самостоятельную внешнюю и социально ориентированную внутреннюю политику. Страны тесно сотрудничают в международных организациях. Политическое взаимопонимание, близкие подходы к развитию экономики, высокие темпы ее развития являются серьезным основанием для наращивания более глубокого двустороннего сотрудничества.
В рамках визита в Малайзию в июле текущего года министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов обсудил возможности развития взаимной торговли, сотрудничества в экономике и инвестициях. Стороны договорились об организации в 2008 году поездки в Беларусь делегации малайзийских бизнесменов. Достигнута договоренность активизировать работу по заключению соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, о взаимном поощрении и защите инвестиций, а также об избежании двойного налогообложения. Принято решение о скорейшем завершении белорусско-малайзийских переговоров по тематике присоединения Беларуси к Всемирной торговой организации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter