Искушение “Привалки”. Белорусская военная прокуратура расследовала беспрецедентное дело, в результате чего больше половины сотрудников пункта пропуска на белорусско-литовском участке границы попало за решетку.

Жители приграничной деревни Брузги обратили внимание на “странный” дом, из которого доносился резкий запах ацетона. Этот “аромат”, как правило, сопровождает производство наркотиков. Прибывшие по вызову сотрудники милиции никакой “наркодеятельности” не обнаружили. Однако их ждала другая, не менее интересная находка. В доме на вполне законных основаниях (так как все документы были в порядке) размещалась типография. Вот только печатались здесь не визитки и не книжки для детей, а поддельные документы о происхождении автомобилей, “липовые” договоры купли-продажи машин, техпаспорта и водительские удостоверения. Также в типографии нелегально изготавливались VIN-таблички с номерами автомобильных кузовов.
Возможно, если бы преступники разместили свою типографию не в жилом секторе, а в промзоне, они и сейчас преспокойно бы продолжали штамповать фальшивки. Но благодаря звонку бдительных соседей в 2005 году правоохранители ухватились за ниточку, позволившую им размотать преступный клубок, в котором были запутаны белорусские таможенники, пограничники и иркутская братва. На скамье подсудимых по этому делу оказался 31 человек. И все они отправились за решетку. Ввиду того что некоторые организаторы преступления пускались в бега, следствие разделило дело на три части. Последнее судебное слушание состоялось в августе этого года. Впрочем, еще не последнее...

Белорусско-литовский парадокс

“Полиграфическую деятельность” организовал житель Гродно Лазовицкий. Это он арендовал дом в Брузгах, нанял себе двух помощников. Группа работала только под заказ и, судя по количеству изъятых подделок, имела обширную клиентуру. Как раз это и заинтересовало оперативников. Но Лазовицкий называть клиентов отказался. Его помощники сказать ничего не могли, так как заказы на поддельные документы поступали только через шефа. К счастью, ответы на многие вопросы хранились в компьютере, изъятом у преступников. Там были обнаружены файлы с номерами уже использованных “липовых” VIN-табличек.
Оперативники составили список поддельных номеров и направили его в таможенные органы, чтобы узнать, въезжали ли такие автомобили на территорию Беларуси. Оказалось, въезжали. Причем подавляющее большинство — через пункт пропуска “Привалка” на белорусско-литовской границе. Аналогичный список был направлен в службу охраны государственной границы Литовской Республики. Литовцы сообщили, что машины с такими номерами кузовов с их территории... не выезжали. Итак, парадокс: машины из Литвы не выезжали, но каким-то образом въезжали на территорию Беларуси с литовского направления. Сразу было понятно, что такие “чудеса” могут происходить только с ведома сотрудников пункта пропуска.

Технология “сглашенки”

Жизненные пути друзей детства частенько расходятся. Кто-то становится бизнесменом, кто-то — преступником, а кто-то — пограничником. Однако это не значит, что люди навсегда забывают друг о друге.
В 2003 году российские партнеры спросили у гродненского предпринимателя Алексея Ищенко, который занимался автомобильным бизнесом, есть ли у него знакомые на границе. Тот сказал, что есть. “Партнерами” оказались представители иркутской организованной преступной группировки, которые хотели наладить в Беларуси свой бизнес. Точнее, канал поставки из Европы в Россию ворованных автомобилей.
Ничего нового россияне не придумывали, а использовали уже известную схему с так называемыми “сглашенками”. У владельца автомобиля в какой-нибудь европейской стране без обиняков просят разрешения угнать его авто. Суть махинации заключается в том, что машина застрахована, и хозяин в случае угона получает за нее полное страховое возмещение. Вдобавок к этому “угонщики” платят ему половину стоимости машины. В результате этой комбинации выигрывают почти все (если не брать в расчет страховые агентства). Бывший автовладелец получает страховку и солидную сумму наличными и может отправляться за новой машиной. “Угонщики” по дешевке приобретают хороший автомобиль. Сообщение об угоне поступает, когда дельцы успевают переправить машину из Европы в Беларусь или Россию, чтобы там ее с наваром перепродать.
Перед этим в автомобиле перебиваются номера, на него оформляются поддельные документы (в нашем деле об этом заботилась группа Лазовицкого). Во всей схеме есть одно слабое место. Чтобы поставить авто на учет где-нибудь в России, необходимо предъявить таможенную декларацию, которая подтверждает легальность ввоза автомобиля на территорию Союзного государства. Проще всего такие формальности решаются при наличии знакомых таможенников и пограничников в пунктах пропуска с Евросоюзом. За умеренное вознаграждение они сами заполнят таможенную декларацию и проставят в фальшивых документах все необходимые отметки. Именно по этой причине иркутские братки искали выход на белорусских пограничников. Ищенко свел их со своим другом детства Лапинским, который работал контролером в пункте пропуска “Привалка”.

Барыши на границе

Сибиряки предложили тысячу долларов за каждый оформленный автомобиль. Машина не приезжает в пункт пропуска — надо было только проставить все необходимые отметки в фальшивых документах. Лапинский согласился. В пункте пропуска он фактически был старшим одной из смен и сумел втянуть в дело своих подчиненных. Когда Смирнов, начальник Лапинского, узнал о его деятельности, то отреагировал своеобразно: поставил ультиматум — либо мы занимаемся этим вместе, либо бизнес придется свернуть. Естественно, выбран был первый вариант. Дальше к делу подключились старшие смены Огаджанов, Соколов и К. (фамилия этого офицера пока не разглашается, так как он находится в бегах) со своими подчиненными. Получается, в криминальной деятельности участвовали все четыре смены пункта пропуска (хотя некоторые сотрудники “Привалки” отказались встать на скользкую дорожку) — это четыре преступные группы! Не оставались в стороне и таможенники.
Тысяча долларов делилась по-разному. В одних сменах поровну, в других начальники устанавливали твердые таксы для каждого пограничника. Только вознаграждение таможенников не обсуждалось. За каждую машину они получали по триста долларов.
Барыши иркутских бандитов были куда весомее. Они специализировались на перегонке новых дорогих машин — “Ауди”, “Мерседес”, БМВ. Покупая авто по “сглашенке” за 30 тысяч в Германии, в Иркутске они легко могли перепродать его за 80 тысяч. На услуги пограничников-таможенников и перегонку уходило не больше 3 тысяч у.е.

Девять почерков — и ни одного нужного

Поначалу это дело раскручивала Гродненская областная прокуратура. Однако когда стало известно, что в нем участвовали пограничники, все материалы были переданы в Белорусскую военную прокуратуру (БВП). Следствию удалось установить, что в пункте пропуска “Привалка” было незаконно оформлено 46 автомобилей. Причем услугами пограничников и таможенников пользовались не только иркутчане (на их счету только 38 автомобилей). Подобную схему мог использовать любой человек с нужными связями. Таковые оказались у жителя Гродно (он гонял машины из Польши на продажу) и у гражданина Литвы, незаконно поставлявшего в Беларусь машины для разборки на запчасти. Оба они привлечены к уголовной ответственности.
Для раскрытия дела Белорусской военной прокуратуре совместно с УБОП по Гродненской области и ОСАМом пришлось проделать колоссальный объем работы.
— Сначала надо было выявить криминальные машины. Для этого отправлялись запросы в Россию, Литву, Интерпол. Проверялись номера кузовов авто — настоящие они или их перебивали. Мы определяли пограничников и таможенников, участвовавших в криминальной деятельности. По нашему запросу россияне допрашивали людей, которые якобы ввозили машины. Проводились экспертизы документов. Вскрывались удивительные факты. Эксперты по российским документам, изъятым в ГИБДД и таможне Иркутской области, дали заключение, что ни в одном документе нет почерков людей, которые ставили машины на учет. Причем подписи и почерки в документах на один автомобиль иногда принадлежали девяти совершенно разным лицам! — рассказывает следователь БВП. — Перечень документов на одну машину, которые необходимо было представить экспертам, составлял около 60 листов. Каждый документ подлежал криминалистическому исследованию. В конечном итоге оказалось, что все представленные экспертам документы на 38 авто, якобы подтверждавшие их происхождение, являлись поддельными.

В Беларуси наказали, в России спустили дело на тормоза

По делу проходило более трехсот свидетелей. На скамье подсудимых оказался 31 человек — в основном сотрудники пункта пропуска “Привалка” (всего там работало около 45 человек). Все они приговорены к лишению свободы на срок от 3 до 6,5 года с конфискацией имущества. Некоторые обвиняемые пускались в бега. Причем особо не обременяя себя маскировкой. Двое пограничников уехали в Россию, где по своим настоящим документам спокойно прошли регистрацию по месту жительства. Несмотря на то, что находились в розыске по линии Интерпола. Просто сотрудники Федеральной миграционной службы не утруждали себя проверкой людей, которых ставят на учет (сделать это можно, позвонив в местный РОВД, — процедура занимает не больше трех минут).
— Один из беглецов — пограничник К. — до сих пор не предстал перед судом, — говорит следователь БВП. — Мы знаем, что он находится в Швеции. Посылали в королевство запрос о том, что у них скрывается дважды судимый пограничник, уклоняющийся от отбывания наказания, обвиняемый в совершении особо тяжкого преступления и проникший в страну по поддельным документам. Шведы его арестовали, но вскоре выпустили. Прокурор посчитал, что сроки давности по привлечению к ответственности истекли. Хотя и в Беларуси, и в Швеции сроки давности приостанавливаются, если человек скрывается от следствия или если он совершает новое преступление. Сейчас беглец пробует получить статус беженца и перетянуть в Швецию свою семью.
Любопытно, что со следствием наиболее активно сотрудничали организаторы преступных групп. А вот те, кто был замешан в преступлениях меньше всего, почему-то упорствовали в признании вины. Суд не оставил это без внимания. В итоге некоторым низовым исполнителям назначили сроки наказания, сопоставимые со сроками организаторов. Также в прокуратуре отмечают, что все фигуранты дела включались в преступную деятельность добровольно и получали за это материальное вознаграждение. Ведь оформление криминальных машин было не единственной “подработкой” сотрудников пункта пропуска “Привалка”.
Если белорусские фигуранты дела почти в полном составе понесли наказание, то в Иркутске его спустили на тормозах. Эксперты проверили две машины из 38, убедились в том, что номера их кузовов перебиты, и остальные проверять не стали. К ответственности за организацию контрабанды автомобилей никого не привлекли. Впрочем, представителям иркутской организованной преступной группировки, наладившим канал переправки машин из Европы в Россию, и так изрядно досталось. Трое из них погибли в криминальных разборках, один отбыл наказание за распространение наркотиков и еще один находится в бегах.
— Наша работа имела большой резонанс. А ведь мы зацепили только один пункт пропуска. Нельзя исключать, что подобные ситуации будут возникать и в будущем, — отмечает следователь БВП.

Тысяча долларов делилась по-разному. В одних сменах поровну, в других начальники устанавливали твердые таксы для каждого пограничника. Только вознаграждение таможенников не обсуждалось. За каждую машину они получали по триста долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter