Ирония с привкусом ностальгии

21 апреля в Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького пройдет премьера «Записки усталого романтика»...

21 апреля в Национальном академическом драматическом театре им. М.Горького пройдет премьера «Записки усталого романтика» в постановке рижского режиссера Игоря Куликова. Спектакль по ранним рассказам известного сатирика Михаила Задорнова, весенний по духу и настроению, наверняка станет событием не только для Русского, но и всего нашего театра. Действительно, как–то давно у нас не показывали качественную и что немаловажно актуальную комедию. Говоря о Мольере или Шекспире, принято ссылаться на то, что сам код страстей человеческих и наша природа за прошедшие века не изменились. Но порой все же хочется увидеть на сцене персонажей без париков и пышных платьев, живущих, как и ты, посреди стекла и бетона, окруженных турникетами и заводскими трубами. Да и предложенный сатириком жанр — дорожная новелла — как–то сразу настраивает на современный лад. Ясно, что не в карете приглашают прокатиться.


Михаил Задорнов обещает не только посетить премьеру, но и выйти на сцену в одной из ролей. Пока же идет самый горячий репетиционный процесс: спектакль вырвался из репетиционного зала на большую площадку, актеры привыкают к костюмам, режиссер оттачивает мизансцены, выстраивается свет, пробуются разные варианты ракурсов для тех или иных декораций. Фантазии обретают сценическую плоть, разрозненные детали складываются в единый рисунок, способный впитать в себя и сделать органичной любую актерскую выдумку и импровизацию. О чем история? Да обо всех нас. И тут, как мне кажется, кроется главный подвох.


В своем репертуаре


Наверняка для многих «Записки усталого романтика» станут открытием совершенно другого Задорнова — не саркастического и респектабельного человека из телевизора с неизменной хитринкой в глазах, рубящего правду–матку, а тонко чувствующего лирика, не утратившего способность восхищаться солнечным лучом или красотой женского профиля. В «Записках...», как и в любом раннем произведении, зафиксирован процесс познания мира, воспитания чувств, становления героя. И во всем присутствует легкий привкус ностальгии, столь модный сегодня. Это еще не «Старые песни о главном», но уже и не сегодняшняя реальность. Скорее зазеркалье, близкое по эстетике к 70–м. Нет стеба и откровенных хохм. Мудрствующие гримасы и худосочная обывательская мораль тоже отсутствуют. Все легко и быстро, с калейдоскопом актерских этюдов. Однако уже и здесь, в лирическом материале, пробивается беспощадный взгляд сатирика, который наследует традиции Зощенко, Ильфа и Петрова. Уже в молодом возрасте к своим современникам Михаил Николаевич относился довольно скептически и ничего хорошего от них не ждал. Ироническая интонация еще больше укрупняется в режиссерском фокусе. Чувствую, как набросятся на спектакль приверженцы академической театральной мысли. «Что это вы нам предложили, г–н Куликов? КВН? Капустник?» Да ради Бога, как говорил классик, все жанры хороши, кроме высоколобой халтуры.


Действующие лица и исполнители


Главный герой спектакля Юра — выдумщик и романтик, которого тяготит предсказуемый быт и нелюбимая работа. Каждое утро он садится в подмосковную электричку и едет в большой город, чтобы отыскать свой кусочек счастья, а еще, чтобы встретиться взглядом с прекрасной незнакомкой, увлеченно читающей детективный роман. Каждое утро пути Юры и девушки расходятся, но наступит день, когда молодой балагур, не задумываясь о последствиях, вдруг свернет с проторенной колеи и отправится с очаровательной Леной в командировку в провинцию. Как и Костик из «Покровских ворот», Юра обладает богатым внутренним миром. Самую обычную бытовую ситуацию он способен украсить фейерверком страстей, представляя себя то королем ринга, то знаменитым оперным певцом.


В спектакле два состава актеров, занята только молодежь, хорошо знакомая зрителям по кино и телевизионным проектам: Андрей Кривецкий, Сергей Жбанков, Вероника Пляшкевич (только что она сыграла главную роль в мелодраме Виталия Дудина «На распутье»), Иван Трус, Елена Дубровская, Инна Савенкова, Елена Стеценко, Олег Коц.


Будьте проще


Постановщик «Записок усталого романтика» Игорь Куликов сам был актером и сыграл более 40 ролей в Рижском театре русской драмы. Так что процесс знает изнутри. Куликов не занимается ребусами, не пытается как–то зашифровать первоначальный материал, растворить бытовое в метафоре. Он делает живой, понятный, зрительский и актерский спектакль. В любой момент Игорь Игоревич может прервать репетицию, прыгнуть на сцену и показать, чего конкретно хочет добиться от актера. Он не давит, позволяя артистам предложить свое решение, прислушивается к их мнению. Когда вдруг кто–то из исполнителей стесняется петь итальянскую арию, как задумано, — уверенно и вальяжно, режиссер делает перерыв и просит актера все же не относиться к исполнению столь серьезно. Когда кто–то упрямится и петь отказывается, Куликов объявляет небольшой перекур. В итоге проблему решают сообща.


— Конечно, такой материал можно ставить только со студентами, — говорит о своем отношении к работе режиссер, — необходим профессиональный командный дух. В Русском театре мне предложили работать с молодыми актерами, и они меня не разочаровали. Наоборот, очень рьяно включились в работу.


— Вы ведь уже не впервые ставите этот спектакль?


— Да, я выпустил «Записки усталого романтика» в Риге, но должен сказать, что это две совершенно разные постановки. Начиная с того, что рассказы выбраны совершенно другие, и заканчивая какими–то акцентами, которые появились уже исходя из актерских индивидуальностей.


— Игорь, первоначальный замысел претерпел изменения?


— Сейчас у нас может быть самый непростой период, потому что, когда спектакль выходит из репетиционного зала на большую сцену, становятся видны все «блохи». Одно дело, когда ты что–то такое придумал в замкнутом пространстве, в своем мире, и совсем другое, когда идеи проходят проверку на прочность в реальных условиях. Многое еще будет доводиться до ума. Сегодня, например, художник по свету попросил ему не мешать, потому что он только начал пристраиваться и хочет понять, что должен делать.


...В тот день актеры репетировали первый акт спектакля. Легко и вдохновенно, несколько раз закрепляя отдельные сцены и финал. В зрительном зале, не упуская ни единого жеста коллег, с блокнотами для пометок сидели актеры второго состава. Кто–то тут же обсуждал с режиссером увиденное или в перерыве поднимался на сцену. Полюбопытствовать пришли артисты Русского театра, не занятые в премьере. Живо анализировала происходящее автор сценографии и костюмов, художник Алла Сорокина. Из такой повседневности и рождается будущий праздник для романтиков и сочувствующих им.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter