Иного пути нет

Что нас ждет на пути в информационное общество
В канун Всемирного дня информационного общества в Палате представителей Национального собрания специалисты обсуждали проблемы и перспективы развития информационного общества в Беларуси. Суть вопроса проста — огромнейший научно–технический потенциал страны должен работать на каждого конкретного человека, делая его жизнь удобной и цивилизованной. Информация, знания — это тот ценнейший ресурс, который в современном мире обеспечивает эффективное социально–экономическое развитие, позволяет стране быть конкурентоспособной и востребованной в международном сообществе.

У этого пути — две параллели: создание наукоемкой материально–технической базы как основы высокотехнологичного общества и формирование собственно информационного ресурса — электронных баз данных буквально по всем областям жизнедеятельности. И поскольку любой инструмент требует умелого применения, еще большее значение приобретает информационная грамотность. Это актуально для дальнейшего развития принципа «одного окна» в отношениях государства и гражданина, дебюрократизации власти, упрощения многих существующих процедур. Сегодня ни у кого нет сомнений, что Беларусь должна активизировать работу по последовательному проведению в жизнь государственной политики в области применения современных инфокоммуникационных технологий, совершенствованию и развитию национального информационного законодательства, а также сформировать систему мониторинга и определить целевые показатели развития информационного общества. То есть поставить имеющийся в Беларуси потенциал, заключенный в знаниях и информации, на службу государства, общества и граждан.

Сергей Заболотец, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания:

— С принятием комплексной национальной программы «Электронная Беларусь» определен путь развития информационной среды, создания информационного пространства и компьютерных баз данных, совершенствования технологической основы информационного общества. Сегодня наша задача — обеспечить четкое правовое поле. Необходим открытый диалог законодателей с непосредственными участниками рынка информационных технологий. И, конечно, следует сокращать существенное различие в уровне использования технологий и возможности доступа к ним между городом и селом, между разными группами населения. Взятый курс на развитие малых городов, Программа возрождения села будут в значительной степени способствовать сокращению этого разрыва.

Дмитрий Булахов, помощник Президента — полномочный представитель Президента в Национальном собрании:

— Полноценное внедрение современных информационных технологий в жизнь и деятельность нашего общества, помимо прочего, призвано обеспечить открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти. Президент четко сформулировал задачу по дебюрократизации страны ради главной существенной цели: сделать Беларусь государством, удобным для проживания в нем граждан. И здесь существенная роль принадлежит повышению вовлеченности граждан в процесс принятия решения, что очень важно для нашей социально ориентированной страны: информация с мест должна стать основой для управленческих действий и руководства территориями, предприятиями, административными единицами и, в конце концов, целой страной. Полноценное внедрение «Электронного правительства» — это уменьшение времени обслуживания граждан, организаций, снижение административных барьеров в развитии и продвижении бизнеса, уменьшение затрат на администрирование, снижение расходов государственного бюджета, которое по многим параметрам может достичь 30 процентов. И в конечном итоге — повышение эффективности деятельности госорганов и удовлетворенность граждан деятельностью собственного государства. Информационные технологии во всех областях жизни — это конкурентоспособность белорусской экономики, нашей страны на мировом уровне. Мы вовлечены в процесс глобализации и, чтобы не раствориться в нем, должны в этот процесс входить со своим капиталом, на достойном уровне, с достойными кадрами и с достойными результатами.

Николай Струков, заместитель министра связи и информатизации:

— В 2006 — 2010 годах планируется создать республиканский и областные центры обработки данных как основу для размещения национальных информационных ресурсов и реализации любых информационных проектов. Второй шаг в формировании информационного общества — это создание и развитие собственно информационных ресурсов, в первую очередь государственного значения. Сейчас все острее становится и задача упреждающего развития нормативного правового обеспечения процессов информатизации, в том числе правового регулирования использования Интернета. Отставание нормативно–правовой базы может послужить серьезным препятствием в межведомственном применении систем электронного документооборота и публичного доступа к государственным информационным ресурсам.

Существенной проблемой является и финансирование развития процессов информатизации. Без привлечения других источников инвестиций, кроме бюджета, темпы процесса информатизации будут значительно отставать от темпов ведущих стран мира. Невозможно занимать пассивную позицию в ожидании того, что возникнут готовые технические решения и они тут же будут востребованы жизнью. Только совместными усилиями, в полном взаимодействии может быть достигнут успех построения информационного общества именно в социальном, а не в технологическом его понимании.

Виктор Дравица, исполнительный директор Фонда информатизации Министерства связи и информатизации:

— В этом году завершается создание регистра юридических лиц по всем регистрирующим органам республики. Активно ведется разработка проекта Единой государственной информационной системы, в рамках Министерства образования создан типовой компонент регионального центра дистанционного образования, который уже находится в эксплуатации. Для разработки и внедрения информационно–коммуникационных технологий и формирования экспортно ориентированной IT–отрасли были созданы инфопарк и Парк высоких технологий, где уже зарегистрированы первые резиденты. Разработана программа правовой информатизации и определены перспективы ее развития. Более 35 проектов ведется по разделу «Создание ведомственных информационно–аналитических систем». Они ориентированы прежде всего на формирование информационных ресурсов межотраслевого характера как основы для предоставления услуг в рамках «Электронного правительства». Уже создан депозитарий товаров и услуг, которые маркированы штриховыми дифференцированными кодами, что позволяет нашим субъектам хозяйствования на равных позиционировать себя в мировом экономическом сообществе. В этом году завершается и разработка национального интернет–портала «Культура Беларуси», а также блок работ по информационно–технологическому комплексу Национальной библиотеки, что позволит всю книжную продукцию, издаваемую в республике, регистрировать в электронном виде и соответственно формировать сводные электронные каталоги. И наконец важнейший момент — совершенствование системы информационной безопасности страны, в рамках которой государственные центры безопасности информации разработали нормативные методические материалы для проведения сертификации администраторов информационных систем. Процессы переквалификации этих категорий обслуживающего персонала уже находятся в стадии реализации.

Юлий Кашинский, директор Национального центра правовой информации:

— Можно уверенно утверждать, что в Беларуси создана инновационная модель государственной системы правовой информации, которая включает государственную систему формирования информационно–правового ресурса, государственную систему официального опубликования, государственно–рыночную систему распространения правовой информации. Белорусский опыт сейчас активно обсуждается и пропагандируется в странах СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, ЮНЕСКО, Совете Европы. Он позволяет аккумулировать все правовые акты, поддерживать их в контрольном состоянии и обеспечивать эталонной правовой информацией тех, у кого возникает в ней потребность. В стране разработана и успешно реализуется комплексная межведомственная автоматизированная система распространения правовой информации. Ключевой момент создания и развития государственной системы правовой информации — это государственное регулирование информационного обеспечения. На Национальный центр правовой информации возложена координация работы региональных центров правовой информации в областях и Минске, публичных центров правовой информации при общедоступных библиотеках страны (сейчас количество превышает 200) и всех других государственных и негосударственных структур, работающих в этой сфере. Мы — действующая модель государственной системы правовой информации, которая направлена на решение конкретных практических задач по формированию информационно–правового пространства страны.

Людмила Панферова, заместитель директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте:

— Мы должны перейти от накопления информации различными государственными органами и организациями к той модели, которая бы позволила использовать этот потенциал не только чиновникам, но и каждому гражданину. Это касается и создания единой базы данных населения Беларуси, которая призвана облегчить взаимоотношения в цепочке «чиновник — человек». Это особенно важно в рамках работы по дебюрократизации страны. Многие вопросы и проблемы, с которыми сейчас сталкиваются чиновники, работая по принципу «одного окна», были бы сняты, если бы действовал регистр населения. Соответствующий закон о создании электронной базы данных мы планируем внести в Палату представителей в феврале следующего года. Большая проблема видится в том, что у нас практически вне правового поля находится Интернет. Это значительная и важная часть общественных отношений, но без правового регулирования сегодня остались статус сетевых средств массовой информации, основания для привлечения к ответственности, в том числе за клевету и распространение недостоверной информации с использованием сети Интернет. Что касается правового регулирования в сфере информации и информатизации, то на данном этапе перед нами стоит задача сделать законодательство более простым, доступным, понятным. Не декларативным, содержащим огромное количество отсылочных норм, а прямого действия. И, конечно, надо решать проблему множественности нормативных правовых актов, которая сегодня характерна не только для законодательства об информации и информатизации, но и для правового поля в целом.


Кстати

Первый data–центр (центр обработки данных) появится в Минске до конца этого полугодия. Он будет оснащен автономными системами охраны, электроснабжения и кондиционирования. Уже частично решен вопрос по защите информации, размещенной на данной площадке, а также по минимизации проблем потери информации.

Планируется, что в ближайшее время свои информационные ресурсы на эту площадку перенесут все министерства и ведомства. Кстати, уже более половины из них этот процесс завершили.

Как основа для размещения национальных информационных ресурсов и реализации любых информационных проектов аналогичные data–центры будут созданы и в каждом областном центре.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter