В чем секрет успешной фирмы и когда предпринимательство — дело не только частное

Инициатива повышенного спроса

В Беларуси за последние годы многое сделано для раскрепощения деловой активности. И один из важнейших документов в этой сфере — Декрет от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства». Но процесс совершенствования правового регулирования бизнес-среды не имеет временных ограничений. И сейчас в стране готовится пакет документов, который определит новые подходы в развитии инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Предполагается создать для этого централизованную специализированную организацию. К формированию денежных грантов планируется подключить максимально широко крупные консалтинговые компании. Есть сегодня запрос и на глубокий анализ потребностей бизнеса — наличие такого информационного ресурса позволило бы деловым людям быстро оценивать эффективность предоставляемых услуг и оперативно менять направления работы, а также формы и виды финансирования. Так что же нужно для прибыльного бизнеса? 

Дверь к доходам

Бытует мнение, что достаточно открыть свою фирму или зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем, как прибыль сама к тебе побежит рекой. И даже цифры называются: если, мол, дело не будет приносить дохода от десяти тысяч рублей ежемесячно, то и ввязываться в это не стоит. Но каково это — уверенно идти по бизнес-дистанции?

Могилевский 38-летний предприниматель Андрей вспоминает: 

semmelweis.hu
— Мне всегда нравилась натуральная мебель, несколько лет назад основал свое производство. Но не просчитал, кто будет моими клиентами. Не учел покупательную способность горожан. Заказы, конечно, были, но гораздо меньше, чем я рассчитывал. Да и себестоимость изделий из массива изначально была высокой. С первых дней я пригласил на работу бухгалтера, а ведь сейчас понимаю: мог бы обойтись услугами аутсорсинговой компании — так дешевле. Еще я арендовал неоправданно большие площади — также существенная статья затрат. Совершал и другие ошибки.

Трудности начались с первых дней существования его мебельного цеха, особенно с персоналом: долго не удавалось найти исполнителей нужной квалификации, а те, кто приходил, требовали чрезмерно высокой оплаты. Нанимал временные коллективы. Из-за этого часто не удавалось выполнять заказы в оговоренные сроки — клиенты злились, жаловались в общество защиты потребителей, в горисполком, в контролирующие органы. Пару раз пришлось платить штрафы, авторитета бизнесмену все это не добавляло. Кто-то даже занес его в интернете в черный список. 

Но самой большой ошибкой на начальном этапе Андрей сегодня считает свою излишнюю скрытность, недоверчивость: ему постоянно казалось, что обманут, украдут идею, поэтому он ни с кем не консультировался, не общался. Прибыли цех не давал. Выходил в ноль. О каком развитии могла идти речь? Не приобреталось новое оборудование, страдало качество. Чтобы иметь что-то на жизнь, порой приходилось подрабатывать по вечерам таксистом. Так долго продолжаться не могло. Производство просуществовало восемь месяцев. Последнюю черту подвела проверка. Кто-то из клиентов в очередной раз пожаловался на срывы договорных обязательств. Поняв, что имеют дело не с мошенником, а просто с человеком неопытным, дилетантом, наказывать его строго не стали, зато посоветовали, где можно получать консультации. А это прежде всего городской центр развития малого предпринимательства, бизнес-инкубатор, отдел экономики администрации района. 

Впрочем, нерентабельное производство все же пришлось закрыть, но Андрей сделал выводы. На два года он стал наемным работником на предприятии такого же профиля — набирался знаний, копил начальный капитал. А недавно стал опять работать самостоятельно. На этот раз производит бюджетную мебель под заказ из ламинированного ДСП: прихожие, шкафы-купе. Хоть конкуренция на этом рынке весьма серьезная, заказов хватает. Есть уже серьезные задумки и на перспективу... 

Главный специалист Могилевского городского центра развития малого предпринимательства Павел Тепляков анализирует причины неудач бизнесменов в стадии становления:

— Бизнес — это всегда риск, и даже самая удачная идея может не сработать, «не выстрелить». К примеру, недавно в нашем городе предприниматель начинал свою деятельность с запуска сразу четырех проектов — успешным оказался только один. Часто люди идут в бизнес с завышенными ожиданиями, не имея представления, что это нелегкий труд и огромная ответственность: приняв только одно неверное управленческое решение, можно лишиться всего в одночасье. Нередко новичкам элементарно не хватает начального капитала, а взять бывает негде. Многие не выдерживают конкуренции с более опытными участниками рынка. 

По мнению Павла Теплякова, еще одна достаточно частая причина неудач — вновь созданные малые предприятия и ИП пытаются войти в сферу, которая сейчас неактуальна: устарела или, напротив, ее время еще не пришло. И вообще в жизни любого предприятия, по наблюдению специалиста, как и в жизни каждого человека, есть определенные фазы развития — взлеты и падения, обусловленные многими факторами: покупательной способностью населения, готовностью бизнесмена предоставить клиенту услугу на самых выгодных условиях, к примеру в рассрочку. Чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно развиваться, не стоять на месте. Если говорить о производстве, выигрывают те, кто выпускает экспортно ориентированную продукцию, а не изделия для ограниченного круга лиц. 

Как ни странно, иногда бывает проще организовать свое дело вчерашнему безработному, получив субсидию службы занятости. Ведь в этом случае человек с первого дня регистрации находится под пристальным вниманием специалистов, его направляют и консультируют, одобряют или, напротив, признают бизнес-идею неудачной. Посылают на специальные курсы. Учат планировать каждый шаг. 

К тому же взявшие субсидии вынуждены отчитаться за потраченные деньги. А это дисциплинирует. Да и приступить к работе им надлежит не позже чем через шесть месяцев после регистрации бизнеса, иначе субсидию нужно будет вернуть. 

Помощь в Беларуси инициативным людям оказывается по многим направлениям. В частности, интересные стартапы поддерживают бизнес-инкубаторы. Они консультируют, помогают налаживать коммуникации с партнерами, выделяют финансы, предоставляют на первое время оборудованные помещения. 

По данным Министерства экономики, в прошлом месяце в стране работали 24 бизнес-инкубатора: в Брестской области — 3, в Витебской и Гомельской — по 2, в Гродненской — 1, в Минской — 6, в Могилевской области — 5 и 5 — в Минске.

Кстати, с 1 мая этого года размер субсидии безработным для организации предпринимательской деятельности, агротуризма или ремесленничества составляет от почти 2,5 тысячи рублей до 4,5 тысячи. И еще характерный факт: число ИП только в Витебской области в январе — мае увеличилось на 2,7%. И эта тенденция характерна в целом для страны.

БАЛЛЫ НА ВЫРОСТ

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовила очередную оценку условий для малого и среднего предпринимательства в странах «Восточного партнерства», включая Беларусь, передает БЕЛТА.

Наиболее впечатляющих результатов Беларусь достигла в политике экологического ориентирования малого и среднего бизнеса, став абсолютным лидером среди стран «Восточного партнерства». По сравнению с предыдущим замером индекса, сделанным в 2016 году, оценка страны по данному показателю взлетела с 2,10 до 3,41 балла. Также экспертами оценены условия банкротства и возобновления деятельности: по этому индикатору Беларуси присвоено 3,31 балла против 2,57 в прошлый раз. Беларусь в лидерах и в части инновационной политики: получив 3,21 балла, уступает только Грузии. По мнению экспертов ОЭСР, инновационная инфраструктура в стране расширилась, в том числе за счет Парка высоких технологий и Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Значительны возможности инновационных фондов, а налоговые льготы во многом соответствуют лучшим практикам ЕС.

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter