Щёкин: Имитация партийной деятельности недопустима и опасна

Имитация партийной деятельности недопустима и опасна

К дискуссиям, которые ведутся экспертным сообществом и органами государственного управления относительно политической реформы и прежде всего партийного устройства, необходимо подходить деликатно, проявляя сдержанность и придерживаясь взвешенности в суждениях. На VI Всебелорусском народном собрании в своем докладе всенародно избранный Президент, говоря о партийной и конституционной трансформации, предостерег всех нас от скоропалительных выводов и решений.


Будем откровенны: большинство граждан страны волнуют не эфемерные демократические ценности, под видом которых в мире происходит колониальный захват стран с героизацией нацизма, а прежде всего семейное благополучие, занятость, социальная справедливость, рабочие места, социальные стандарты, возможность самореализации и безопасность. В данном смысле большинство увидело, что демократия в мире мертва, так как Запад от всех требует, во‑первых, соответствовать только политическому курсу США, во‑вторых, принятия западных ценностей, которые таковыми не являются. Поэтому придерживаться надо своих национальных демократических принципов и свобод. Все обсуждаемые преобразования в стране в сфере политической и партийной жизни граждан интересуют настолько, насколько это обусловливает динамичное и эффективное экономическое развитие качества жизни и соответствует подлинным демократическим процедурам Беларуси, закрепленным в Конституции и поддержанным на референдуме. А также историческим традициям, культурному и религиозному разно­образию, традиционным ценностям.

Любая общественная политическая система должна отражать национальную идентичность. В этой связи возникает ряд вопросов. Нуждается ли наше общество сейчас в новой партийной организации или партии власти? Какова программа партии и ее электоральная база? Эти ответы не имеют простого и сиюминутного решения.
Очевидно, что политическая система Беларуси уже и так позволяет расширить спектр партий. В то же время необходимо осознавать, что общественные площадки не должны оказаться бесхозными. А это уже напрямую увязано с вопросами национальной безопасности.
В условиях переформатирования Западом механизма давления на Беларусь следует все усилия направлять на сохранение конституционного строя. Формат Союзного государства также накладывает определенные обязательства при взаимодействии с общественно‑политическими организациями России. Впрочем, нам следует хорошо выучить уроки развития парламентаризма и партийного строительства в России и у ближайших соседей.

Безусловно, реформа партийной системы назрела. Однако для начала следует проанализировать ошибки и положительные результаты действующих партий и общественных организаций, при этом не строить иллюзии, что партии как таковые смогут решить социальные или политические проблемы.

Культура партийного строительства и его развития оставляет желать лучшего. Уверен, со мной многие согласятся, что к большинству партийных лидеров много вопросов относительно эффективности и целесообразности их структур. Предполагаемая реформа должна укрепить систему госуправления по горизонтали и конституционный строй Беларуси, основываясь на реальной структуре нашего общества и особенностях развития экономики.

Партийные конструкты в большинстве стран мира себя дискредитировали. Считаю, что будущее государственное строительство должно основываться на сильной президентской власти и персонифицированной политсистеме (речь о сильном национальном лидере) в условиях геополитического хаоса и беспрецедентного давления на страны, проводящие свою независимую политику.
Нельзя вытаскивать из прошлого даже вполне благополучные и идеологически выверенные партии в будущее. Время требует не шаблонного копирования партийной и политической традиции XX века, а комплексного строительства государственных институтов и партийных структур с учетом востребованности граждан, национальных интересов государства и общественного запроса в быстроменяющейся мировой политической архитектуре.
Главное — все организации и структуры в государстве должны работать и действовать в рамках закона и на сохранение суверенитета страны. Делая определенные выводы, можно с полной уверенностью сказать, что период государственного строительства Беларуси и белорусской модели развития — это победа демократических процедур и отторжение колонизаторской и расистской демократии Запада.

Государственно‑общественные и общественные объединения «Белая Русь», Общество «Знание», Белорусский союз женщин, ФПБ и многие другие — это вполне зрелые и дееспособные диалоговые площадки, которые решают конкретные жизненные проблемные вопросы граждан, одновременно контролируя и отслеживая реализацию решений органов госуправления. Следовательно, все вопросы — придания конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию, модернизации государственно‑общественных организаций, партийных и конституционных изменений — должны решаться интегративно, последовательно и с учетом Программы социально‑экономического развития страны на 2021—2025 годы.

Беларуси выпала уникальная возможность спроектировать принципиально новую партийную систему, отвечающую вызовам времени, ментальности народа и задачам, стоящим перед страной.
С одной стороны, партии действуют в рамках своего политического целеполагания, с партийной атрибутикой, с другой — современные партии должны стать идеолого‑образовательными и социально‑управленческими площадками в контексте потребностей системы госуправления, своего рода школой жизни для перспективных управленцев и экспертным сообществом.
Имитация партийной деятельности опасна и контрпродуктивна. Интересы граждан и государства являются основой партийной перезагрузки — и здесь немаловажным является недопущение политического перегрева общества.

Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter