100 лет со дня рождения актера Николая Пастухова отметим в мае

Играл душой и сердцем

Есть в истории кино и театра актеры удивительной скромности, совсем не похожие по своему поведению на людей публичных. Их фамилии широкий зритель может и не знать, но, увидев на экране, тут же расплывается в улыбке, признав старого знакомого. Один из них — Николай Пастухов, сыгравший в знаменитых картинах «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского и «Станционный смотритель» Сергея Соловьева, а также в четырех фильмах Никиты Михалкова. Он много лет проработал в Центральном академическом театре Советской армии (ныне — Российской). Завтра исполнится 100 лет со дня рождения этого замечательного актера.

Почти земляк

Николая Пастухова мы можем считать своим земляком. Он родился 13 мая 1923 года в деревне Пески Гомельской губернии (сейчас эта территория относится к Брянской области) в семье Исака Никаноровича и Зинаиды Моисеевны Пастуховых. Когда Николаю было семь лет, семья переехала в Москву. В 16-летнем возрасте он поступил в театральную студию Бауманского дворца пионеров, а в 1941-м — в Театральное училище имени М. С. Щепкина. В Центральный театр Красной армии впервые пришел еще до Великой Отечественной войны.

«Когда началась война, театр собрался в Свердловск, уволили весь вспомогательный состав, меня тоже уволили, — вспоминал Николай Исакович. — В армию меня еще не брали. Когда театр уехал, я остался. И в это время объявили набор в училище Малого театра». Пастухов подал заявление и проучился в этой студии месяца четыре — в 1942-м его призвали в Красную армию. Сначала учился в Чебоксарах телеграфному делу. На фронт был отправлен в сентябре 1943 года — служил связистом в составе 10-й гвардейской танковой бригады. Обеспечивал связь в боевых условиях, ходил в разведку, горел в танке, получил ранение. После госпиталя оказался в 308-м музыкальном взводе Латышской стрелковой Краснознаменной дивизии. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», орденом Отечественной войны II степени.

Не забывал Пастухов в те суровые годы и о театре — переписывался с актерами Михаилом Царевым и Иваном Москвиным, который прислал ему книгу Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве». Всю войну носил ее в рюкзаке вместе с Библией. А еще вырезал деревянный крестик.

Поиски своего лица

После войны написал Алексею Попову, главному режиссеру Центрального театра Красной армии, который ответил очень тепло: «Коля, мы тебя ждем…»

Почти пять лет играл в массовке. «Было много молодых актеров, окончивших театральные школы, — рассказывал Николай Исакович. — И я сбоку припека, как говорится, в гимнастерке… Начал с «Учителя танцев»: бегал слугой, с фонариком освещал путь Владимиру Михайловичу Зельдину».

Не миновали Пастухова творческие поиски: в 1953—1957 годах работал в тамбовском театре, после — по приглашению Олега Ефремова в «Современнике», с 1958-го — вновь актер Центрального театра Советской армии. И каждый раз режиссер Попов принимал «блудного сына».

Первая значимая роль — летчик Алексей Мересьев в спектакле «Настоящий человек» по повести Бориса Полевого. Также играл в постановках «Лявониха на орбите» Андрея Макаенка, «Старик» Максима Горького, «Святая святых» Иона Друцэ, «Фабричная девчонка» Александра Володина и других.

На сцену «армейского» театра Николай Исакович выходил 60 лет! Здесь же его увидел Андрей Кончаловский в спектакле «Дядя Ваня».

«В кино у меня получилось вообще какое-то чудо, — вспоминал Пастухов. — Меня столько пробовали и никогда не брали. Кончаловский вызвал меня на «Мосфильм». При встрече сказал: «Ой, какой ты молодой! Как же я тебя буду снимать?!.» Я подумал: будет как всегда. И поехал на гастроли в Ригу. Вдруг телеграмма: «Приезжайте на пробу». Я знал, что все пустое. Ответил: «Приехать не могу, занят в репертуаре». Следующая телеграмма от Кончаловского: «Утвержден без пробы». Отсюда и началось мое кино…»

Способность к состраданию

«Его герой — маленький человек, наделенный широкой русской душой, — писали о Пастухове. — Человек, кроткий в несчастьях, безответный, способный на нежные чувства и достойный искреннего сострадания».

Режиссер Сергей Соловьев с восторгом вспоминал, как после первой встречи через пять дней на съемочной площадке «Станционного смотрителя» появился Николай Пастухов: «За пять дней он похудел почти на десять килограммов! У него сразу же проступили скулы, лицо приобрело трагический характер, глаза ввалились. Я посмотрел на него и понял: это и есть настоящий Вырин».

Ключевую сцену, когда Вырин бежит за дочерью по полю, сняли за пятнадцать дублей. В общей сложности, проваливаясь в талый снег, актер пробежал пять километров. Режиссер взывал: «Не надо пятнадцать дублей!» Его устраивал и третий, но актер настоял на пятнадцати.

Полюбились зрителю и другие картины с участием Николая Пастухова: «От зари до зари», «Профессия — следователь», «Презумпция невиновности», «Леди Макбет Мценского уезда». Всего их больше 50. И особая творческая глава — участие в четырех фильмах Никиты Михалкова: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Кстати, в последнем внутренняя интуиция подсказала актеру нужное решение. «В «Обломове» Михалков дал мне маленькую роль — отца Штольца. Я понял, что это другой природы человек, немец. Все сняли. Надо было прилететь озвучивать этот фильм. Секрет, которого никто не знает. Мне показалось, что для этой роли нужен другой голос. Написал: прилететь не могу. Я считал, надо было что-то немецкое, жесткое, иной звук. И когда Михалков взял Николая Губенко, я обрадовался. Некоторые обижаются, когда их озвучивает другой артист. Но если для дела так нужно. Я Никите сказал: это то, что я хотел».

Внутреннее зрение

Когда Пастухов объявил о своем уходе из Центрального академического театра Российской армии, коллеги отказались играть без него спектакль «Поздняя любовь», премьера которого состоялась в 2003 году: найти ему замену не удалось. Все девять лет, которые шла эта постановка, Николай Исакович играл, почти ничего не видя. Зрение начало портиться давно, а зрители даже не догадывались, что артист практически слепой. «Во время репетиций, чтобы палкой не стучать, научился чувствовать, где зрители, стол, стул, коллеги. Роль выучил так, чтобы играть, не видя. И понял, что действительность можно разглядеть душой. Это меня не гнетет. Иногда даже радуюсь, что многих вещей не замечаю. Все дело в сердце: оно не дает заснуть», — утверждал актер.

В 1968 году Николай Пастухов удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, а в 1977-м стал народным артистом России. Он очень дорожил фотографией, подаренной Алексеем Поповым, и золотой медалью его имени за спектакли «Святая святых» и «Снеги пали». В 2000-м был награжден орденом Почета. В 2005 году получил «Золотую Маску» в номинации «За честь и достоинство» — зал приветствовал его стоя.

Всю жизнь Николай Исакович прожил с супругой Аллой Гавриловной, в 1952 году у них родилась дочь Людмила. Актер ушел из жизни 23 мая 2014-го. Ему был 91 год.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

Завтра на телеканале «Культура» — специальная программа из цикла «Эпизоды», приуроченная к 100-летию со дня рождения Николая Пастухова. Также на «Культуре» в субботу и воскресенье — фильм Сергея Соловьева «Станционный смотритель» с участием актера. Еще один повод для показа этой картины: 13 мая исполнится 100 лет со дня рождения композитора Исаака Шварца, написавшего музыку к ней.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter