Театральные работы Аркадия РАЙКИНА всегда отличались острой сатирой.
«В Греческом зале, в Греческом зале»
На советской эстраде Аркадий Райкин всегда выделялся. Его еще при жизни называли «королем смеха» и сравнивали с другим королем —Чарли Чаплином. Райкин во весь голос говорил то, о чем другие боялись намекнуть даже шепотом. Почему ему позволяли высмеивать прорехи советского общества, объяснить было сложно. Возможно, преклонялись перед его талантом и внутренней силой. Казалось, он не боялся никого и ничего, даже смерти: в Великую Отечественную войну выступал на фронте под пулями. Но уже в 1970-х, пробивая каждый новый номер и программу, терял часть сердца. Причем в буквальном смысле: приступы следовали один за другим…А первое настоящее признание пришло к молодому юмористу в 1939 году, когда он победил на конкурсе артистов эстрады, представив танцевально-мимические номера «Чаплин» и «Мишка», чем вызвал удивление и восторг публики. После этого Аркадий Исаакович перешел из ленинградского Театра рабочей молодежи в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где сначала работал конферансье, выходил с собственными номерами, а затем стал художественным руководителем. Много позже Михаил Жванецкий называл Райкина «гениальным великим игроком, который сформировал собственную команду и требовал от коллег играть и подавать, но не забивать».
После войны Райкин создал театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо» и «Откровенно говоря». Регулярные выступления артиста на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользовались у публики огромной популярностью. Монологи, написанные Аркадием Исааковичем, и созданные им образы мгновенно покоряли сердца и завоевывали любовь зрителей. Публика быстро запомнила молодого артиста и на следующих концертах уже встречала овациями. Одной из самых известных миниатюр стал номер «В Греческом зале»...
Сто дорог, сто разлук
Арона Круппа называют классиком «туристского» направления в авторской песне. Он прожил всего 34 года, но оставил после себя огромное наследие: более 80 песен и около 40 стихотворений, музыку к которым он не успел написать…Арон (или Арик, как называли его все друзья и знакомые) родился в латвийском Даугавпилсе. Во время войны жил в эвакуации в Алма-Ате. В 1964 году Крупп окончил Ленинградский институт киноинженеров и по распределению переехал в Минск. Работал инженером на Минском механическом заводе имени С. И. Вавилова и даже получил два свидетельства об изобретениях. Вдова поэта Надежда Крупп позже вспоминала, что у него не было своего дома. Была лишь койка в общежитии с казенным бельем, пара нейлоновых рубашек, штормовка, рюкзак со спальником, гитара и блокнот с песнями. Много лет Арон разрывался между работой инженером и увлечением туризмом. Особенной его любовью был север. Даже отпуск Крупп брал исключительно зимой, чтобы ходить на север. Он участвовал в сложных походах по Саянам, Кольскому полуострову и Приполярному Уралу. Исключением стал лишь 1970 год, когда Арон не смог отказать друзьям-журналистам (они уговаривали долго, скопом и дружно) и поехал с ними в Бакуриани. После этой поездки друзья ждали от Круппа песен, навеянных красотами Кавказа, но лишь в апреле появилась одна-единственная, «Антикавказская», которая начиналась словами: «Что я натворил, как я разорил и себя, и песни. Горы здесь не те, а кавказский снег что-то не такой...»
Арон Крупп и восемь его товарищей погибли 25 марта 1971 года во время похода в Восточных Саянах. Они попали под шквал лавин на подступах к Пихтовому перевалу. Похоронили поэта на Чижовском кладбище в Минске.
leonovich@sb.by