И люди поют, и лес!

Бережно храним наши праздники, обряды, песни, танцы, — говорит Тамара Некрашевич, директор методического центра отдела культуры Лельчицкого райисполкома. — На фестивале мы сделаем свое подворье и его презентацию. Раз Полесье нас зовет, мы должны показать глубину нашей культуры, все самое лучшее! Полесье — это песенный край. Зайдите летом в наш лес! Лес поет! Даже люди разговаривают у нас, как поют. Кстати, деревню Тонеж называют Соловьиный берег. Оттуда родом народный артист Беларуси Михаил Дриневский, руководитель Национального академического народного хора имени Титовича.

– «ЗОВ Полесья» для нас — интереснейшее событие. Лельчицкий район славится тем, что у нас почитаются народные традиции. В районе немало уникальных, старинных обрядов.

Бережно храним наши праздники, обряды, песни, танцы, — говорит Тамара Некрашевич, директор методического центра отдела культуры Лельчицкого райисполкома. — На фестивале мы сделаем свое подворье и его презентацию. Раз Полесье нас зовет, мы должны показать глубину нашей культуры, все самое лучшее! Полесье — это песенный край. Зайдите летом в наш лес! Лес поет! Даже люди разговаривают у нас, как поют. Кстати, деревню Тонеж называют Соловьиный берег. Оттуда родом народный артист Беларуси Михаил Дриневский, руководитель Национального академического народного хора имени Титовича.

«Женитьба «коміна»

Этот осенний обряд проводился на Семена еще в допетровскую эпоху, с 13 на 14 сентября, когда заканчивались работы на полях. Он символизирует переход к зиме.

Суть обряда — женили огонь и работу. Ставили «комін», обмазывали глиной, обматывали мешковиной и белили. Посыпали зерном, кропили водкой, ставили свечу, читали молитву «Отче наш», ходили вокруг «коміна». Потом женщины кумились, наступило время, когда они могут просто пообщаться, попеть песни, сплясать. Шли игры. В этом обряде в основном участвовали женщины. Но и мужчины приходили на «вячоркі», и занимались работой: плели короба, лапти, выдалбливали из дерева посуду, а женщины ткали, пряли, вышивали. Этот обряд проводят в местной деревне Дзержинск.

В Лясковичах «Женитьба «коміна» будет идти сюжетным ходом, переплетаться с элементами современности. Обряд покажут артисты фольклорного ансамбля «Пралеска» Дзержинского СДК.

«Вождение  Маи»

В районе его замечательно показывает народный фольклорный ансамбль «Полесские напевы» Новополесского сельского клуба.

На Троицу наряжали девушку в зелень: на голове — огромный венок, она «обернута» в папоротник, аир, различные травы. С красавицей ходили по всей деревне, водили хороводы, пели песни. «Там, где Мая танцует, там счастье будет и хлеб будет…»

Каменные  девочки

“Абракальны” обряд. О нем даже снят видеофильм. Готовятся и документы для придания этому обряду статуса историко-культурной ценности.

В деревнях Данилевичи и Боровое стоят каменные идолы. Ходит легенда, что очень давно мать и дочь жали в поле, шла гроза, мать стала дочь подгонять. “Мама, я устала, дай постою, ”— сказала дочь. — “А чтоб ты камнем стала!”. В это время ударила молния, и девушка превратилась в камень.

Из века в век, да и теперь, каждый год на Пасху, жители деревень стараются встать пораньше и принести свои дары каменному идолу. Просят у него помощи. Называют каменную девушку Евкой. Ей несут и пироги, и деньги, и крашеные яйца. И наряжают девушку в обновки: дарят одежду, украшения. А старое убранство снимают и сжигают…

На Пасху туда приходит батюшка, освящает куличи.

Песни деревни Новое Полесье

Они уже получили статус историко-культурной ценности. Их исполняют на старинный лад. Это — и обрядовые, и хороводные, и про всем известную Бондаровну…

У певческого коллектива прекрасный обряд “Абракальны ручнік”. Женщины собирались и ткали “ручнік”, когда у одной из них сын уходил в армию. На него мать заговаривала молитву… Этот предмет считался оберегом, его отдавали сыну.

“Журавінка”

В этом заслуженом любительском коллективе Республики Беларусь из Ивановой Слободы поют семидесятилетние бабушки (!). Режиссер “Зова Полесья” был удивлен, встретившись с ними. Коллектив для него танцевал и пел без умолку. Участники исполняют уникальные народные танцы, которые на Гомельщине, да и в республике, вряд ли где еще можно увидеть: “Кочан”, “Темная ночка”, “Ботиночки”…

Бондари известны всем!

Коробоплетение, бондарство, резьба по дереву — ремесла, которые славят район.

В деревне Тонеж живет знаменитый Михаил Дриневский, народный мастер. Он занимается оригинальным коробоплетением с использованием выжигания, вплетением надписей. Его работы выставлялись и в Национальной библиотеке, и на гомельских выставках.

Самые известные бондари — Сергей Вага и Иван Ляховец. Они делают редкостные вещи: ведра, коромысла, бочки в рост человека, кооторые привлекают внимание и быстро раскупаются.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter