Говорящие витрины

О торговле

Аксиома: потребителю надо грамотно предлагать товары своих предприятий. Это выгодно экономике, а значит, в итоге всем нам. Но заставить меня покупать исключительно свои одежду, продукты питания невозможно. Чрезмерная навязчивость, как правило, вызывает обратный эффект — отталкивает. Недаром ведь говорят: насильно мил не будешь. Хотя сделать так, чтобы и я, и другие захотели купить то, что выращено, произведено в регионе, стране, можно. Надо лишь умело сориентировать нас в разнообразии выбора, привлечь качеством, доступностью цен. Вот только как сориентироваться, где свое, где чужое, если на магазине лишь красноречиво молчащая вывеска: «Татьяна». Кто там, чем торгует? Не узнаешь, пока не зайдешь. Другое дело, когда витрина сама рекламирует товар — спортивную одежду белорусской фабрики, трикотаж, белье или сладости.


Этой весной управление торговли Могилевского облисполкома решило возобновить акцию «Зроблена на Магiлёўшчыне». Было обещано: всю продукцию, произведенную в регионе, обозначат специальным знаком. Соответствующим образом оформят и витрины магазинов с товарами местных производителей. По задумке, новшество простимулирует потребительский спрос на свой товар. Идея хорошая. Но заработала ли? В продуктовых магазинах отличительные знаки и правда появились. Но витрины промтоварных магазинов на прежнем уровне... За примерами далеко ходить не надо. Центр Могилева. Универмаг. Огромная витрина. В ней ряд, на мой взгляд, не слишком «вкусных» постеров, рекламирующих съестное. И — унылые манекены в не самых модных нарядах. Не реклама, а какие–то картинки из прошлого. При том, что в универмаге — обилие хороших товаров. Но откуда об этом знать приезжим? Дальше — магазин, торгующий белорусской обувью. Шесть окон, что могли бы служить прекрасной витриной, наглухо закрыты жалюзи. В витринах других магазинов словно наспех приклеенные скотчем плакаты, не несущие никакой информации.


Грамотные витрины, впрочем, есть. Симпатичные куклы–манекены, рекламирующие белорусское белье, переодеваются довольно часто. Взгляд цепляют не только новинки, но и само оформление — нежные цветы, пляжные сумки, нежно–розовый фламинго. Мимо другого магазина тоже не могу пройти спокойно. Очень уж хороши выставленные в витрине изделия из соломки местных мастеров: сундуки, диваны, кресла... Но таких примеров — по пальцам пересчитать. Если мерчендайзинг — умение правильно расставить в магазине товар на полках — уже более–менее освоен, то витринистика — дело, похоже, все еще темное. Вот и начальник управления торговли облисполкома Олег Буянов это подтверждает. Мол, все понимают: реклама — двигатель торговли, но тратиться на то, чтобы этим двигателем стала витрина, не хотят.


Конечно, оформить витрину правильно — дело непростое. Молодежь привлекает яркость, людей степенных — умеренность и эстетичность. Большинство из нас, разумеется, клюнут на скидки. Но огромный плакат «Тотальная распродажа» меня лично отпугнет. Потому что выглядит, как жест отчаяния. Так что заниматься оформлением витрин должны специалисты. Но где у нас готовят мерчендайзеров и витринистов? Слышала, в Минске. Побродив по интернету, я отыскала соответствующие курсы. Стоимость обучения — от 750 тысяч рублей в регионах до 1 миллиона 200 тысяч в столице.


Не такие уж большие капиталовложения. К тому же наверняка себя окупят. Психологи говорят: по статистике, около 70 процентов покупок — незапланированные. Человека завлекла витрина, он зашел в магазин, поддался импульсу, купил товар. Такое и со мной не раз случалось. Еще замечала: покупатели, зайдя с улицы в торговый зал, с ходу просят у продавца блузку, ботинки «как в витрине». Поинтересовалась как–то в магазине: случайность это или закономерность? Сказали: одежда с манекенов уходит раза в три — четыре быстрее, чем с полок и вешалок.


...Многие скажут, главное — все же не «фантик», не витрина, а качество обслуживания, цена. Согласна. Но я частенько вспоминаю прогулки по улочкам немецких городов. Где магазины, как музеи, и каждая витрина — экспонат. Они завораживают, хочется зайти внутрь, потрогать, примерить, понюхать... Я за «товарный патриотизм». И пусть бы он начинался с витрины магазина, как театр — с вешалки...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter