Говорит и показывает байнет

Чем интереснее белорусские сайты — тем дешевле доступ в Cеть? За последние годы количество интернет-пользователей в Беларуси значительно прибавилось. По статистике Akavita.by, ресурсами виртуальной Cети пользуется уже каждый четвертый житель страны. Но дальнейший стремительный прирост сдерживается сравнительно высокими тарифами на доступ в Интернет. Если бы белорусские сайты стали намного интереснее, чем сегодня, то, уверяют специалисты, цены бы пошли на снижение.

Бесплатное далеко
«Стоимость Интернета во многом зависит от того, белорусские или зарубежные ресурсы посещает пользователь в Cети. Белорусы редко заходят на отечественные сайты прежде всего из-за отсутствия достаточного количества качественных белорусских ресурсов, и это препятствует снижению стоимости интернет-доступа», — так коротко сформулировали суть проблемы организаторы конференции «Байнет 2.0», которая при поддержке Парка высоких технологий прошла в Минске.
— Действительно, чем больше белорусы качают информации с зарубежных серверов, тем больше Белтелеком платит иностранным операторам за трафик, что и ведет к высоким тарифам, — согласился с логикой таких рассуждений начальник группы по информации и коммуникации РУП «Белтелеком» Алексей Федоринчик.
«С зарубежных серверов качают в основном бесплатные фильмы и музыку, которые очень много «весят», — отметил он.— Наши сайты предложить то же не могут: это упирается в вопросы соблюдения авторских прав».
Чтобы белорусы трепетно полюбили сайты байнета (белорусской части Интернета), нужно, чтобы действительно было что-то интересное. «Если отечественные ресурсы переключат на себя внимание и тем самым увеличат объемы внутреннего трафика, безусловно, стоимость Интернета будет снижаться», — отметил Алексей Федоринчик.
3:0 — не в пользу посетителя
Будет больше интернет-рекламы — подешевеет и доступ в Сеть, предлагает посмотреть на проблему с другой стороны руководитель интернет-сервиса Akavita.by Федор Короленко.
По его словам, в Беларуси при нынешних 2,5 миллиона пользователей годовой рынок интернет-рекламы оценивается в 1,5 миллиона долларов, а в России на 187 миллионов человек приходится 19,7 миллиона долларов. «Выходит, что на каждую голову в России приходится около 9,5 доллара, а у нас — 0,6, то есть в 16 раз меньше», — отмечает он.
По подсчетам Akavita.by, белорусский пользователь ежедневно в среднем посещает только два сайта белорусской тематики. Есть, конечно, и те, кто бывает и на десяти. Но очень многие — почти каждый второй — довольствуются только одним. Поэтому по статистике и получается, что средний показатель — два сайта в день.
Мало посетителей — мало рекламы, мало рекламы (и соответственно денег на развитие) — неинтересный сайт — мало посетителей. Именно такой замкнутый круг, по мнению Федора Короленко, сегодня существует.
«В итоге пока получается не «Байнет 2.0», а «Байнет 3.0» — ноль денег, ноль посетителей, ноль достойных проектов», — неутешительно резюмировал он.
Смотри в оба
Впрочем, в Беларуси есть много людей, уверенных, что проблемы можно решить.
Например, руководитель проекта интернет-телевидения (www.itv.by) Татьяна Лашук полна оптимизма. Проект стартовал относительно недавно, а уже получил признание около тысячи пользователей, которые ежедневно посещают сайт. Но для привлечения рекламодателей хотелось бы, чтобы посещаемость была побольше.
Сколько точно нужно, вам не ответит никто. Чаще называют лишь некий средний условный уровень в 5—10 тысяч человек в сутки.
Сложность расчета оптимального показателя специалисты ООО «Астроним Системс» объясняют тем, что очень многое зависит от ориентированности ресурса на конкретную целевую аудиторию. Например, если какой-нибудь «автомобильный» сайт ежедневно посещают, например, 100 пользователей и, допустим, 50 из них являются потенциальными клиентами предприятия, то для рекламодателя этот сайт намного привлекательнее того, который посещают тысячи, но при этом их интересы разбросаны от автомобилей до Кати Пушкаревой и Марлен Дитрих.
Завоевывать  интерес избалованных интернет-пользователей инициаторы проекта www.itv.by намерены принципиально новой услугой, воспользоваться которой может каждый, кто имеет широкополосный доступ во Всемирную паутину. «Мы не транслируем телеканалы, а предлагаем свой продукт — например, фильмы, музыкальные, спортивные передачи», — пояснила Татьяна Лашук. С недавних пор начали транслировать матчи футбольного чемпионата Беларуси. Причем именно те, которые наши национальные телеканалы не показывают.
«Мы не конкуренты традиционному телевидению, — говорит координатор проекта.  — Мы существуем параллельно». У каждого свои преимущества: привычный просмотр по телевизору по сравнению с интернет-ресурсом намного дешевле, но последний позволяет пользователю самостоятельно формировать программу передач и смотреть тогда, когда это наиболее удобно.
Дешевый дорогой сайт
Запуск своего сайта — удовольствие не из дешевых: только на разработку и первый год эксплуатации придется потратить , по самым скромным подсчетам, не менее 700 долларов (за самый простенький сайт).
Впрочем, если сравнить со стоимостью, например, рекламы в журнале или на телевидении, то, оказывается, не так уж много. «За разработку сайта сегодня платят в среднем около одной тысячи долларов», — говорит Дмитрий Попов, директор ОДО «Альтграфик» — одной из множества работающих в Беларуси компаний-разработчиков.
Хватает, конечно, заказчиков, которые стараются на всем сэкономить, но большинство понимает, что скупой платит дважды. «Около 80—90 процентов нынешних белорусских сайтов нуждаются в модернизации», — отмечает Дмитрий Попов. А все потому, что погнались за дешевизной и получили сайт, который из-за особенностей его технического исполнения сложно редактировать.
Сайты обновляются редко — потому и посещают их нечасто, толку от таких ресурсов мало, заключил директор компании.
  
Сейчас, по подсчетам Akavita.by, насчитывается около 30 тысяч сайтов белорусской тематики. Каждый день регистрируются 40—50 новых. Когда же количество перейдет в качество?

  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter