Государство под землей

К строительству метро Москва шла еще с середины XIX века

Сложно представить себе москвича, который ни разу не спускался в подземку. Даже упрямые автолюбители, которых из-за руля не выгонишь, волей-неволей иногда пользуются метро: миллионы машин на улицах превратили Москву в город с самыми большими пробками в Европе. Триста с лишним километров подземных линий и ежегодное «население» около 2,5 миллиарда человек — московское метро давно стало своеобразным государством в государстве со своей удивительной историей, легендами и страшилками, мистикой и особой психологией.

Первый колышек

К строительству метро Москва шла с середины XIX века. Чем она хуже Лондона и Парижа, где подземка давно стала реальностью? В 1875 году появились первые предложения о строительстве линии от Курского вокзала до Марьиной Рощи. Еще один проект архитекторов Балинского и Кнорре, уже 1902 года, заблокировали в Московской думе лоббисты трамвайного сообщения (этот вид транспорта приносил немалый доход в казну). «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…» — гласила резолюция городского совета. К вопросу о строительстве метро возвращались и в 1913-м, и в 1914-м (тогда этим планам помешала Первая мировая война), и в 1923-м, и в 1925 годах.

В июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) было принято историческое решение. С докладом выступал первый секретарь Московского горкома партии Л.М. Каганович. Градоначальник был недоволен транспортной системой столицы, указывая на чрезмерную загруженность трамвайных линий. Итогом заседания стало постановление «О строительстве Московского метрополитена». В документе содержалось указание «немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок». Спустя четыре года, в мае 1935-го, была запущена первая линия «Сокольники» — «Парк культуры».

До 1955 года Московский метрополитен носил имя своего «создателя» — не Ленина и не Сталина. «Метрополитен имени Л.М. Кагановича», сообщали надписи на фронтонах станций. Темпы создания подземки были поистине ошеломляющими. Проект, по понятным причинам, курировал лично Сталин. За малейшие отклонения в графике работники целых отделов теряли работу, нередко с «волчьим билетом». И ладно бы только работу…

«Считать «Метрострой» важнейшей государственной стройкой с обеспечением ее лесоматериалами, металлом, цементом, средствами транспорта и т.п. как первостепенной важности ударной стройки всесоюзного значения», — гласило постановление Совета народных комиссаров Союза ССР от 1932 года.

К концу 1930-х годов московское метро насчитывало три десятка станций на трех линиях. Ударными темпами разрабатывалось и уникальное оформление станций: подход к облику московской подземки был серьезный. Специальные правительственные комиссии проверяли эскизы подземных вестибюлей. Бывало, что идеи для их оформления предлагал лично Сталин. Требовалось создать не просто вид транспорта, а монументальную роскошь с идеологическим подтекстом.

Метро мгновенно завоевало расположение москвичей — в 1930-е, как и в наши дни, вагоны были зачастую забиты под завязку. Данных о пассажиропотоке тех лет не сохранилось, но восемь десятилетий спустя московское метро вышло на второе место в мире по этому показателю: почти 2,5 миллиарда пассажиров в год. Московская подземка уступает лишь токийской — той самой, где в час пик людей буквально запихивают в вагоны специально обученные сотрудники.

Спасение от бомб

Фашистские самолеты начали бомбить российскую столицу уже через месяц после начала Великой Отечественной войны, и метро стало огромным бомбоубежищем. Здесь проводились правительственные совещания, на полу станций ночевали люди, здесь даже принимали роды — в 1941 году в метро родилось 217 детей.

В октябре 1941-го для Москвы настали черные дни: немцы стояли так близко к городу, что сдача столицы многим казалась неизбежной. Минировались стратегические объекты, в том числе и метро. 15 октября двери метрополитена не открылись — единственный раз за всю историю существования московской подземки. Однако к вечеру того же дня руководство города отменило приказ. Сталин не покинул столицу, и это вселило в москвичей уверенность: город выстоит.

Примечательно, что во время войны строительство линий метро не останавливалось. Позже идея использовать метрополитен в качестве бомбоубежища получила свое развитие и, как следствие, усиленное финансирование. С началом «холодной войны» советское руководство рассматривало метро в качестве возможного противоядерного бункера. Именно тогда появился термин «станция глубокого заложения». Первой линией этого проекта стала «Арбатско-Покровская». Тогда же, говорят, началось строительство секретной правительственной ветки — так называемого объекта Д-6.

Секретный объект Д-6

О секретном сталинском метро ходят самые разные слухи. Например, что объект Д-6 действующий, готов к использованию на случай войны и что объект находится под охраной специального отряда, которому отдан приказ вести «огонь на поражение» в случае проникновения. И что линии правительственной подземки соединяют жизненно важные объекты Москвы — Кремль, загородную резиденцию Горки-9, Генштаб и так далее. Существует Д-6 на самом деле или нет, но в наши дни «другое метро» стало вполне успешным коммерческим проектом.

Объект Д-6 упоминается в рекламных брошюрах сталинского бункера на Таганке — рассекреченного командного пункта ГО-42, ставшего «Музеем «холодной войны», — хотя посещение этого бывшего секретного объекта никоим образом не проливает свет на тайну «другого метро».

Мистика метро

В московской подземке есть еще много непонятного и невидимого глазу обычного пассажира. Без мистики такой огромный и перенасыщенный энергией объект, как метро, просто немыслим. Машинист Андрей Ульянов рассказал одну такую историю:

— На подъезде к станции «Сокол» Замоскворецкой линии стрелка скоростемера иногда начинает хаотично прыгать то влево, то вправо. И никто не может объяснить этот феномен. Наверное, полтергейст какой-то…

Он вспоминает, что именно на этом перегоне, «Войковская — Сокол», в марте 2006-го чуть не произошла страшная катастрофа. Из-за невнимательности рабочих, устанавливавших рекламный щит на поверхности, в туннеле обрушились две сваи. Андрей вовремя применил экстренное торможение и спас сотни жизней…

Парапсихолог Владислав Климов уверяет: в метро не может не скапливаться негативная энергетика.

— Многие линии метро проходят через места массовых захоронений и убийств. Поэтому иногда в туннелях рабочие слышат странные голоса и даже встречают привидения. В некоторых частях подземки из-за плохой ауры мест в сочетании со стрессом у пассажиров бывают галлюцинации.

Светлые стороны подземного мира

Существуют в московском метро места, которые несут заряд позитива. Или просто заставляют людей в это верить. Есть на станции «Площадь Революции» знаменитая скульптурная композиция «Пограничник с собакой». Нос у бронзового пса натерт до золотого блеска — у студентов существует стойкое поверье, что достаточно потереть нос именно этой собаки, и проблем с экзаменом не будет. Сила веры в пса, приносящего удачу, распространилась и на граждан, вышедших из студенческого возраста.

Свои усилия к созданию приятной атмосферы прикладывает и руководство метрополитена. В начале 2000-х был проведен интересный эксперимент с привлечением известных актеров театра и кино. На основных линиях привычные сухие объявления вроде «Осторожно, двери закрываются...» расцвели любимыми голосами Веры Алентовой, Владимира Меньшова, Константина Райкина и многих других. Каково было удивление пассажиров, когда на станциях Сокольнической линии хорошего дня им желала Людмила Гурченко. Другой всенародный любимец, актер Лев Дуров, рассказал, что не раздумывал ни минуты, когда ему предложили принять участие в озвучивании объявлений метро. Жаль, что проект был временным.

Дорогое удовольствие

В конце 2010 года правительство Москвы подписало генплан развития метро — до 2020 года планируется построить еще 124 километра путей, доведя подземный транспорт до нескольких отдаленных районов города. К 2025 году общая протяженность линий метро превысит 650 километров — говорят, даже появится еще одна кольцевая линия.

Строительство метро — удовольствие дорогое, однако необходимое. Стоимость прокладки одного километра туннелей порой доходит до 7 миллиардов рублей. Но пассажиропоток в «резиновой» Москве растет с каждым годом, так что выбора нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter