Дегероизация нацизма — общемировой тренд перманентного характера

Глобальная защита мира

Как сам нацизм был порождением Европы, так и борьба с его проявлениями сегодня — дело общеевропейское. Да и общемировое в целом. Однако и методы борьбы, и ее формы в разных странах разнятся.

От штрафа до тюрьмы

В Австрии — на родине бесноватого фюрера — с 1945 по 1992 год был принят ряд конституционных законов, признающих деяния нацистов противоправными и античеловечными, а также запрещающих следовать радикальным идеям нацистов, демонстрировать фашистскую символику и заниматься пропагандой деструктивной идеологии. Эти законы, а также австрийские уголовной кодекс и кодекс об административных правонарушениях жестко регулируют ответственность за приверженность нацистской идеологии и пропаганду в любой форме. Так, возрождение и следование идеалам НСДАП ­может закончиться 20-летним тюремным сроком. Запрещено героизировать преступников, демонстрировать и распространять нацистскую символику: за это предусмотрены штрафы от 4 до 10 тысяч евро либо тюремное заключение.

И надо сказать, что эти законы применяются на практике. В 2018 году Земельный суд города Инсбрука приговорил к тюремному заключению экс-чиновника из правой Австрийской партии свободы, который в WhatsApp рассылал однопартийцам и друзьям фотографии Гитлера с «шутливыми» приписками. В итоге «шутника» приговорили к двум годам лишения свободы, из которых 16 месяцев — условно.

Недопущение героизации нацизма и неонацизма закреплено и в Германии, причем непосредственно в Конституции. В ФРГ действует уголовно-правовой запрет на публичное озвучивание идей, основанных на теории расового превосходства. Уголовный кодекс содержит ряд статей, устанавливающих ответственность не только за преступления нацистского толка, но и пропаганду фашизма, ксенофобии и ненависти. В частности, предусмотрен запрет на демонстрацию портретов Гитлера, нацистские приветствия, показ знаков отличия, символов и прочих атрибутов, напоминающих о Третьем рейхе. Иначе — до трех лет лишения свободы.

В мае 2020 года немецкие силовики при обыске в загородном доме саксонца, подозреваемого в связях с неонацистскими группировками, обнаружили в тайнике 2 кг мощной пластиковой взрывчатки, фитиль, детонатор, автомат Калашникова, глушитель, ножи, арбалет, стрелы и тысячи патронов вкупе со множеством нацистских реликвий. Но скандал в обществе вызвал не столько состав находок, сколько статус их владельца: им оказался командир спецназа KSK (Kommando Spezialkrafte) — элитной и секретной части армии ФРГ.

Атака на кибернацизм

В России уголовная ответственность за реабилитацию нацизма установлена шесть лет назад. Первым ее понес автослесарь из Перми в 2016 году, получивший штраф 200 тысяч рублей за репост статьи, утверждавшей о совместном нападении СССР и Германии на Польшу и о «сотрудничестве коммунизма и фашизма». Ныне предлагается внести под юрисдикцию этой нормы воспевание нацизма в интернете. А также дополнить КоАП: пропаганда нацизма и отрицание фактов, установленных Нюрнбергским процессом, равно как и распространение лжи о деятельности СССР в годы Второй мировой в СМИ и интернете должны повлечь наложение штрафа на юрлиц в размере от 1,5 до 3 миллионов рублей.

Собственно говоря, даже в государствах, где подобных норм в законодательстве нет, к проблеме героизации нацизма относятся очень серьезно. Как и к необходимости охраны исторической памяти, недопустимости искажения самой истории. Этот вывод следует хотя бы из факта принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 2019 года по борьбе с героизацией нацизма. За принятие этого документа проголосовали 133 государства. С другой стороны, есть, к сожалению, и обратные примеры. Причем буквально у границ нашей страны. Председатель Социалистического народного фронта Литвы и журналист Гедрюс Грабаускас, ставший на этой неделе участником проходившего в Минске круглого стола, посетовал о положении дел на своей родине:

— В Литве ситуация в этом плане довольно мрачная: неонацизм продвигается, он процветает, его поддерживают определенные государственные структуры. И героизация нацизма в этой стране имеет очень большие объемы. Три государства в современной Европе — Украина, Латвия и Литва — это страны, где героизация нацизма достигла угрожающих миру масштабов. С сожалением могу отметить, что в моей стране организованы туристические экскурсии к бывшим бункерам и землянкам «лесных братьев», ведется популяризация их деятельности и героизация их роли в годы Второй мировой войны. Это совершенно недопустимо, но это у нас есть.

Отрицание и наказание

Особо в систему криминализации в рамках законов о запрете неонацизма и национал-социализма входит такое уголовное деяние, как отрицание холокоста. Как правило, наказание за него заключается в крупном штрафе и тюремном заключении, причем в некоторых странах срок может быть достаточно большим. Например, в Австрии, Румынии и Чехии отрицание холокоста чревато 10 годами лишения свободы.

В немецком УК поправки по холокосту появились в начале 1980-х, когда в ФРГ активизировались движения неонацистов. Но реальные изменения произошли десять лет спустя. В ноябре 1992 года немецкий суд впервые воспользовался новыми возможностями и приговорил Гюнтера Деккерта к одному году тюрьмы и штрафу 100 тысяч марок по совокупности преступлений, среди которых — разжигание национальной розни, оскорбление памяти умерших, подстрекательство к расовой ненависти.

С тех пор громких судов по отрицанию холокоста случилось немало. В 2008-м во Франции был оштрафован на 1,2 миллиона франков политик Жан-Мари Ле Пен за то, что назвал в публичном выступлении газовые камеры лишь одним из эпизодов Второй мировой войны. Британский писатель Дэвид Ирвинг, отрицавший холокост и приговоренный в Австрии к трем годам тюрьмы, провел в заключении 13 месяцев. В 2007 году немецкий ревизионист Эрнст Цюндель получил пять лет тюрьмы за схожие публикации в интернете. В 2009-м на пять лет были осуждены немецкий радикал Хорст Малер и австрийский писатель и журналист Герд Хонзик. Английский же епископ Ричард Уильямсон оштрафован в ФРГ на 12 тысяч евро за свою позицию по холокосту, изложенную в интервью шведским журналистам.

В настоящее время в перечень стран, где карается отрицание холокоста, входят Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Израиль, Канада, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словения, Франция, Чехия и Швейцария.

МНЕНИЯ

Валентин Старичёнок, аналитик Белорусского института стратегических исследований доцент кафедры политологии БГЭУ:


— Большинство белорусов испытывают гордость за Победу и вклад белорусов в нее. А потому и самым значимым праздников для жителей нашей страны в 2019 году, по данным соцопросов, был именно День Победы. По данным же социологических исследований, проведенных в стране осенью 2020-го, 80 процентов белорусов полагали, что пропаганда фашизма должна преследоваться по закону. Против такого преследования выступили лишь 4 процента опрошенных. То есть подавляющее большинство белорусов поддерживает жесткие меры государства по борьбе с нацизмом.


Вадим Лакиза, директор Института истории НАН, кандидат ­исторических наук, доцент:

— Подготовка учебных пособий сегодня весьма сложная, но необходимая задача. Поскольку выверенные подходы и выверенные трактовки позволяют затем в школах закладывать основы верного понимания событий Великой Отечественной войны. Возможно, исходя из нашего характера, нежелания обидеть соседей, мы в отстаивании исторической правды по многим вопросам сегодня проигрываем. Но это неправильно. Нам необходимо вести более четкую, наступательную и даже агрессивную, если хотите, политику по отстаиванию своих национальных интересов. Мы завершили работу, и уже вышел в свет 5-й том «Истории белорусской государственности», в которой показаны все аспекты нашей истории. Впереди — многотомная «История Беларуси». Да, нужны компромиссы с соседями, но лишь в пользу исторической справедливости.


Андрей Антонов, вице-президент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург):

— Любой народ жив, пока живы его культура и история. И память о подвиге, благодаря которому была одержана Великая Победа, должна жить в веках. Но сегодняшние тенденции, идущие в основном с Запада, заставляют нас принимать ответные меры для защиты от подобного негативного влияния. Когда мы видим, как агрессивное, но подавляющее меньшинство ходит по улицам города-героя Минска с флагами коллаборационистов, это не может не вызывать возмущения. Поэтому в белорусском обществе и рассматривается вопрос об усилении уголовной ответственности за попытки реабилитации фашизма. Думаю, этот шаг был бы своевременным и вполне оправданным.

ХРОНИКА БОРЬБЫ С ГЕРОИЗАЦИЕЙ НАЦИЗМА


♦ 21 декабря 1965 года Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В результате был создан комитет, принимающий по сей день жалобы как всех стран, так и индиви­дуальные за нарушение данной конвенции.

♦ В 1970-м на 25-й сессии ГА ООН приняла резолюцию, провозглашающую твердую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества.

♦ 2001 год ГА ООН провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

♦ В декабре 2015-го ГА ООН на 70-й сессии приняла новую резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter