Всемирно известный клоун Вячеслав Полунин, чьи представления приезжали в Минск, отмечает сегодня 70-летие

Глазами клоуна

Вячеслав Полунин создал особый синтез жанров с философским подтекстом

…В 2018 году в Минске почти неделю гостило знаменитое «сНежное шоу» Вячеслава Полунина — яркое представление для детей и взрослых. Центральный дом офицеров был полон, яблоку негде было упасть. (Это были уже вторые гастроли проекта в Беларуси: первые состоялись в ­2013-м.) Многие хотели посмотреть спектакль, созданный в 1993 году знаменитым клоуном Славой Полуниным, объехавший десятки стран и сотни городов, где были даны тысячи представлений, которые посетили миллионы зрителей. Шоу получило более 20 разнообразных наград в Канаде, Австралии, Великобритании, Мексике, Испании и других странах, выдержало более 4000 представлений по всему миру, в том числе более 1000 на Бродвее, в Union Square Theatre. Универсальный сценический язык не нуждался в переводе. Неудержимый финал, сбивавший с ног, незримо объединял зрительный зал с участниками спектакля. Феномен Полунина, знакомого нам по телеэкрану по миниатюрам и эксцентрическим пантомимам 1980-х годов, становился после просмотра «сНежного шоу» еще ближе и понятнее. В этой постановке как автор он говорит о преодолении одиночества. Сегодня всемирно известный клоун народный артист России Вячеслав Полунин отмечает 70-летие.

tass.ru

Известно, что клоуном Слава мечтал стать с самого детства, когда впервые увидел фильм Чарли Чаплина «Малыш» в своем провинциальном городе Новосиль в Орловской области. После этого ходил по двору в больших ботинках и с тросточкой в руках, подражая Чаплину… В результате окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской (Санкт-Петербургский государственный институт культуры) и эстрадное отделение ГИТИСа. В 1968 году создал мим-театр «Лицедеи», ставший в 1980-е популярным на весь Советский Союз. Это был настоящий феномен. Каждое появление «Лицедеев» на телевизионном экране становилось событием! Раскованные, ироничные артисты труппы шутили с непроницаемыми лицами, все в них было ново и свежо. Особой популярностью пользовался персонаж Полунина — Асисяй. Впервые этот герой появился на новогоднем «Огоньке» в ночь на 1981-й год. Артист вспоминал: «Хотя я и до этого очень много выступал на «Огоньках», Днях милиции, в передаче «Вокруг смеха» показывал десятки разных миниатюр, но моих героев почему-то не запоминали. Может, оттого, что я тогда занимался эксцентрикой? А вот когда появился в образе Асисяя, сразу же попал в точку».

Наибольшей известностью пользовались номера «Лицедеев» «Асисяй!», «Низзя», «Грустная канарейка» («Блю-блю-блю-канари…», автор номера — Роберт Городецкий). «Лицедеи» работали в собственном жанре театральной клоунады, созданном на стыке пантомимы, клоунады, эстрады, трагифарса и театра абсурда. Их талант и неудержимая фантазия остались запечатленными и в популярной музыкальной кинокартине 1986 года режиссера Виталия Аксенова «Как стать звездой».

Образ Асисяя в исполнении Полунина стал сразу любим зрителями.
today.ru

В одном из ранних интервью Полунин говорит: «Когда в 60-х годах я пришел в клоунаду, там никого уже не осталось. Леонид Енгибаров умер, его последователи были не так сильны, они только копировали его. Карандаш уже ушел со сцены, Никулин ушел. И образовалась пустота. Главное же — не было современного языка, чтобы говорить с веком». Именно Леонид Енгибаров, по мнению Полунина, открыл дорогу к поэтической, трагической клоунаде: «Я понял: надо двигаться в сторону Чаплина. И правильно сделал. Ведь цирк к тому времени оказался при смерти — причем именно потому, что не нашел современного языка. Цирк 50-х был вершиной, в 60-е пошел на спад, а 70-е и 80-е — это был уже круглый нуль. Не искусство, а повторение себя. Поэтому у меня задача была пойти за Енгибаровым, вернуть поэзию в цирк. Причем через театр, возвращая клоунаде ее сценическую суть».

Кроме Чарли Чаплина, своим учителем считает американского клоуна Джанго Эдвардса: «Он самый свободный их всех свободных, не знает, где он должен остановиться».

Полунин прошел через все возможные площадки, чтобы специально понять, что такое клоунская профессия. Работал в кабаре, мюзик-холле, на улице, в кино, традиционном и экспериментальном театре, цирке. В 1982 году провел «Мим-парад», на который съехалось более 800 артистов пантомимы со всех концов СССР. В 1985-м впервые привез иностранных мимов и клоунов на фестиваль в рамках Всемирного слета молодежи и студентов. Придумал странствующий театральный фестиваль «Караван мира», создал «Академию дураков» и показывал ее проекты в рамках III Всемирной театральной олимпиады в Москве 2001 года. Она включала 6 полунинских программ, представивших все лучшее, что к тому времени было в уличном, клоунском и визуальном театре мира. А шествие карнавальных групп из Бразилии, Италии, Китая и т. д. по центру Москвы собрало более миллиона зрителей.

С 1988 года Полунин работает в основном за границей, жил в Лондоне, сейчас — недалеко от Парижа в поместье «Желтая мельница». Это настоящая лаборатория для испытания новых идей, где соединяются идеи природы и искусства. В 1991 году стал артистом канадского Cirque du Soleil, чтобы понять, как соединяется искусство и бизнес. В 1993-м собрал новую труппу и поставил 30 шоу-спектаклей. За шоу «Живая радуга» королева Великобритании Елизавета II удостоила его звания «Почетный житель Лондона». Получил еще множество международных наград и почетных званий. Играл в кино: запомнились его работы в картине Марка Захарова «Убить дракона», где он исполнил роль мечтателя-воздухоплавателя и Юрий Каблуков из лирической комедии Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!». Все его реализованные проекты и идеи упомянуть просто невозможно.

Полунин остро переживает за современный цирк, который, на его взгляд, меняется не в лучшую сторону. В 2015 году в интервью программе «Главная роль» он говорил: «В какой-то период, последнее десятилетие, возникли сложности в цирковом пространстве: клоуны убежали на улицу и в театр. Мне хотелось бы вернуть их…»

Три года (2013—2016) проработал художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского цирка (Цирк Чинизелли) на Фонтанке. Место знаковое — это первый стационарный, каменный цирк в России. Однако, как это часто бывает, приверженец новых веяний, новатор по духу Полунин с коллективом театра общего языка, по большому счету, не нашел. Не все его смелые идеи поддерживались и реализовывались.

«сНежное шоу»
teatr.by

Так, при Полунине, например, часто возникала набирающая сейчас обороты тема цирка без животных. Однако противоположного мнения придерживался тогдашний директор цирка Михаил Смородкин: «Российский цирк невозможен без животных».

Вячеслав Иванович считает, что каждые 12 лет надо менять направление в своем творчестве. И что-то подсказывает, что неутомимый Вячеслав Полунин нас еще не однажды удивит.

ЦИТАТА

«Я люблю сочные и яркие цвета, какими рисуют дети, люблю буйство ароматов, словно на Гавайях, люблю насыщенность звука, даже если это всего лишь треск ночных цикад. Наполненный до краев мир я и называю праздничным. Он удивляет, ошеломляет и, наконец, убеждает, что такая жизнь куда приятнее будничной — надо только сделать маленькое усилие над собой и научиться делать серое ярким».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter