Репортаж из агрогородка Семежево Копыльского района - малой родины конструктора Михаила Высоцкого

Генеральный конструктор

Две главные ценности агрогородка Семежево Копыльского района — традиции и люди. Скажем, 9 лет назад в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО был включен местный новогодний обряд и праздник «Колядные цари». А среди знаменитых выходцев на особом счету Герой Беларуси и академик Национальной академии наук Михаил Высоцкий. Имя легендарного главного конструктора Минского автомобильного завода носит местная школа, и о его успехах знает каждый первоклашка. Сам Михаил Степанович, которому в этом году исполнилось бы 90 лет, был привязан к своей малой родине душой и сердцем.

М.С.Высоцкий. 1978 год.

Семежевские богатыри

— Харошы быў хлопец. Я яго знала з той пары, як мы сталi выросткамi i бегалi гуляць, — делится воспоминаниями соседка семьи Высоцких Мария Каражанец, которая младше Михаила Степановича на четыре года. — Але ён з намi не абшчаўся, старэйшых дзяўчат выбiраў. Жонку першую сабе выбраў семежаўку. А калi ўжо потым прыязджаў у Семежава, всегда з намi абшчаўся. Сядзе на лаўцы, паздароўкаецца, пагаворыць да нас «суседачкi мае». А далей яны ўтраiх прыязджалi, i мы ўсе суседзi сходзiлiся.

Мария Васильевна говорит про троицу земляков, которых здесь добродушно называли семежевскими богатырями: Михаила Высоцкого, Николая Манака (члена–корреспондента НАН и лечащего врача Петра Машерова) и Михаила Римжу (доктора медицинских наук, главного государственного санитарного врача Беларуси в 2004 — 2008 годах).

Мария Каражанец.

Михаил Степанович был младшим братом среди троих детей Высоцких. Средний Василий пропал в 1941 году, будучи пограничником в литовском Мариямполе. «Я невялiкай была, але помню, што харошы, красiвы быў. I ў ваеннай форме, з фуражкай, вiдна, што непрасты», — описывает его Мария Васильевна. А старший брат Иван попал на завод, где создавалась атомная бомба и перерабатывался уран. Михаил Высоцкий рассказывал землякам, как поехал к брату на юбилей, тот созвал коллег, пришли 40–летние мужчины с женами, кровь с молоком... А через 10 лет он снова оказался в той же компании — остались только жены, радиация убила всех мужчин. Ивану удалось выжить: приходя домой, выпивал стакан спирта. Помнят местные и главу семейства Степана Григорьевича, на застольях он любил повторять: «У меня четыре инженеры!», имея в виду троих сыновей и невестку. А вот образ мамы Пелагеи Демьяновны сохранился лишь на нескольких фотографиях — она слишком рано ушла из жизни, в 1935 году. На могиле родителей легендарный конструктор поставил памятник–стелу, на котором объединил всю родню...

— Ён любiў быць на вулiцы! З намi, бабамi, на скамейку садзiўся, — семежевцы до сих пор удивляются, как ученому даже в 85 удавалось сохранять невероятное жизнелюбие. Вспоминают, как, приезжая, влюбленными глазами смотрел на каждого, всех расцеловывал. Говорят, мог запросто с шутками–прибаутками прихватить трех девушек и бухнуться с ними в сугроб.

Пример для подражания

Михаила Степановича не стало 5 лет назад. Но воспоминания о нем бережно хранятся в родительском доме, где в 2008 году появился музей. В том же году конструктору присвоили звание «Почетный гражданин Копыльского района». Каждое 1 сентября в дом–музей приводят первоклашек, чтобы показать, каких высот смог добиться их земляк. Директор школы Сергей Апон вспоминает, насколько ценной была помощь Высоцкого, который полвека проработал на МАЗе, из них 35 лет — в качестве главного конструктора:

— С его подачи МАЗ выделял хозяйству на обкатку автомобили. Представьте: бесплатно получать машины, да еще завод оплачивает работу водителей и заправляет! Многое в Семежево сделано именно благодаря этому: положен асфальт, насыпаны дамбы, проведена мелиорация...

У семежевской школы в этом году свой громкий юбилей — 150 лет. В честь знаменитого земляка здесь оформлен стенд с фотографиями, по которым можно проследить разные этапы жизни конструктора. Совместные фото с политиками и президентами, дружеские рукопожатия с Михаилом Калашниковым и Петром Климуком, Михаилом Савицким и Жоресом Алферовым. Немало здесь и снимков с работниками школы и жителями деревни. На кадрах узнаю Андрея Разина, известного по группе «Ласковый май»: он, оказывается, называет Михаила Степановича своим крестным. В 1990–е конструктор разработал для музыкантов эксклюзивный автомобиль, в котором размещались кухня, спальные комнаты, кабинет, студия, санузел, душ, а наверху МАЗа была оборудована сцена.

У семежевской школы имени М.С.Высоцкого в этом году свой юбилей — 150 лет.

Машины его любили

10 лет назад родовой дом Высоцкого был в плачевном состоянии, но силами школы ему подарили вторую жизнь. О Михаиле Высоцком здесь говорят как о создателе белорусской школы конструирования и исследования грузовых автомобилей. Вошел он в историю и как единственный белорус, которому присвоено звание «Заслуженный работник промышленности СССР». Кроме того, только Высоцкий занимал должность генерального конструктора МАЗа. В семежевских архивах много фотографий разных лет, где Михаил Степанович сидит и над чем–то размышляет. Сергей Апон, показывая музейные снимки, рассказывает об одном из знаковых достижений конструктора:

— Он разработал новую компоновку большегрузных автомобилей «кабина над двигателем». Такой машины на тот момент не было нигде. И появление в 1960–х годах подобных МАЗов стало огромным шагом вперед. За это Михаил Степанович получил Госпремию.

Родительский дом Высоцкого — знаковое место для школьников.

А его автопоезд МАЗ–2000 «Перестройка» завоевал золотую медаль на Парижском большом салоне автомобилестроения в 1988 году. По словам Сергея Ивановича, было создано два таких автопоезда с очень тогда модным словом «перестройка» в названии:

— Что–то похожее потом сделали французы, использовав предложенные Высоцким технические решения. А у нас развалился Советский Союз, и лишь со временем смогли наладить выпуск МАЗов шестого поколения. Кроме того, Михаил Степанович планировал сконструировать специальный автомобиль, чтобы перевозить огромные грузы из Минска в Пекин. В общем, смотрел значительно дальше своего времени. У него была универсальная хватка: производственно–техническая, научная и организационная. Всегда и на все хватало сил: до обеда — на МАЗе, потом — в Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук, дома до ночи работал. А на застольях всегда произносил тост: «За любовь». Добавляя, мол, не только к женщинам, но и к жизни, к машинам. Да, он любил машины, и они его любили.


Герой номер шесть

В 2006 году Михаилу Степановичу за вклад в развитие белорусского автомобилестроения присвоили звание «Герой Беларуси». Он стал шестым награжденным в суверенной истории страны, поэтому в Семежево его так и называют «Герой номер шесть». Впрочем, гордились здесь земляком еще с тех времен, когда он стал главным конструктором. Владимир Выскварко, директор местной школы в 1976 — 2005 годах, подчеркивает удивительную скромность Высоцкого:

— Когда Михаилу Степановичу исполнилось 70 лет, я написал предложение, чтобы школе присвоили его имя. Он возмутился: еще живой и энергичный, куда ж! Объясняю, что вон космонавтам после полетов бюсты ставили. А он: «Так то ж космонавты!» В народе его прозвали «семежаўскай вышынёй», он ведь высокий был. Когда нам на пасеке вручали его книгу, он каждому отдельно подписал. У меня она теперь настольная. Я тогда сказал: «Михаил Степанович, вы столько сделали и делаете. Ну а теперь можно немножко и притормозить». Он голову повернул: «Нет, это не по–моему».

Из книги Михаила Высоцкого «Генеральный конструктор: история жизни»:

«Мое Семежево — 1582 года рождения. И в 1982 году у деревни был юбилей — четыреста лет, с тех пор прошло 25 лет. В честь прожитых столетий посреди центра Семежево возвышается большой памятный камень, который мы привезли сюда, — помню, тогда даже сломали раму полуприцепа при разгрузке старинного валуна».

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter