Большая историческая память начинается с маленькой памяти о малой родине, отцовской усадьбе, семье…

Плечом к плечу с нами весь наш род

Что для меня любовь к Родине? Это когда оставляешь теплую московскую квартиру и мчишь за сотни километров в отцовский остывший дом. Истопишь печку — и так тебе хорошо! Мы с женой Нелей каждую зиму ждем апрель, чтобы приехать на малую родину. Делаем прикидки. Супруга вернется из магазина и говорит: «Вот прикупила удобную тяпку, будет легче клубнику полоть». Наступает апрель, и каждое утро начинается со слов: «Осталось десять дней до поездки». А потом девять... Сяду в машину за руль и включаю любимую песню «Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна». Напоминает мне об отце, верен каждому ее слову. Объехал 75 стран мира и каждый раз считал деньки до возвращения в Москву, потом в белорусскую Будиловку. Как в стихах Сергея Есенина: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!» / Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою».

С возрастом понимаешь: погост, где покоятся предки, ценнее любого золотого памятника на Новодевичьем. Я, например, заказал быть похороненным на будиловском сельском кладбище. Это и есть простая любовь к Родине. И это у нас семейное. Я воспитывался на фронтовых буднях отца. Его папу и дядей репрессировали. Он был сыном врага, а потому ни в пионеры, ни в комсомол не приняли, одноклассники и учителя сторонились... Когда спросил у отца, почему он пошел в партизаны, прочитал удивление в его глазах: «Родину люблю, готов жизнь за нее отдать. Я пошел защищать от немчуры свою Будиловку, могилы предков, двор и хату, которую построил мой дед и отец…» Такое решение отец принял в 17 лет, это было в 1942-м.

«Не прадаецца хата бацькоў»

Слова из очень доброй песни (после того как родителей не стало) прижились в наших семьях, моей и двух сестер — Светланы и Инны. Это наш девиз. А малая родина — путеводная звезда.

Да и как можно продать то, что смастерил своими руками отец-фронтовик Анатолий Гаврилович, тяжело раненный под Кенигсбергом? Он в 24 года в 1949-м срубил добротный дом, сделал окна, двери, печку, мебель — у него были золотые руки. Дом поставил на том же месте, где когда-то была хата, срубленная его дедушкой и отцом (ее сожгли фашисты в 1943 году). Подправил колодец, который выкопал и из камня сложил сруб его отец. Куда ни кинь, везде все сделано предками!

Как можно продать отцовскую усадьбу, где каждый квадратный метр земли сотни раз перебрали прабабушкины, бабушкины, мамины руки, где за ласку и теплоту этих рук земля одаривала богатым урожаем?.. Капусту, огурцы, помидоры (солили в бочках на 100 литров), картошку, свеклу, морковь в погребе хранили в общей сумме тоннами. А как же! И семью накормить, и свиней, и корову, и кур!

В 1960-е, в моем детстве, не знали, что такое «Евроопт» и другие супермаркеты. В магазин если только за хлебом, солью, сахаром, спичками, керосином. На праздник килька и хамса шли за деликатес. А уж селедку отец мог купить с получки, да еще бутылку вина, не больше. И хватит! Работать надо.

Из нашего двора только надели военную форму и защищали Родину десять человек, из которых два кавалера Георгиевского креста — участники Первой мировой войны, два офицера Русской императорской армии (РИА), три полковника, участник Великой Отечественной, один генерал пограничных войск Республики Беларусь, два офицера Советской армии.


Из этого двора вышел в люди — стал профессором и доктором исторических наук полковником и автор этих строк, а его сын Александр — профессором Российской академии наук, доктором физико-математических наук, лауреатом многих престижных премий...

Мои сестры получили высшее образование: Светлана работала в Министерстве сельского хозяйства БССР, Инна — юрист, судья, адвокат (окончила БГУ)...

Как я мог уйти, продать? Допустить, чтобы крапивой, лебедой и лопухами заросло дедовско-отцовское подворье и дом гнил?..

Собрали семейный совет четверть века назад и решили: будет жить дом!

К тому времени я уже ушел в отставку, мог проводить больше времени на малой родине. С сестрами все восстановили, облагородили, подчистили, и получилось довольно неплохо. «Домик с окнами в сад», как поют братья Радченко.

Облагородили могилы родителей, дедушек и бабушек. Поставили крест на въезде в деревню. Толокой, всем миром с помощью руководства и хозяйственных служб Докшицкого района, коллектива «Сельской газеты» в ковидные 2020—2021 годы установили мемориальный комплекс в память о погибших на фронте, партизанах, убитых фашистами мирных жителях деревень Будиловка и Красное. На мемориальные плиты занесли 108 имен земляков. Посадили 108 именных березок — в память о каждом погибшем. Получилась Аллея Памяти и Славы. С красивым названием: «Потомки! Память сохраните о тех, кто победил войну!»

Установили камень-валун в память о незаконно репрессированных в 1937—1939 годах и реабилитированных 12 земляках. Под него заложили капсулу с землей с места расстрела под Оршей на Кобыляцкой горе и наших четырех земляков.

Вот так надо любить малую родину...

Важен каждый миг памяти

2022 год Президент Беларуси объявил Годом исторической памяти.

В конце апреля я приехал из Москвы в Будиловку и активно включился в патриотическую работу: на встречах в школах района, у мемориала в Будиловке рассказывал о Великой Отечественной, о своей военной и боевой службе...

Помню, когда был школьником, просыпался в шесть утра от гимна БССР по радио (было в каждой хате). Звучала команда: «На зарядку становись!» 

Исполнял обязанности старосты. И сандружина — проверка ногтей и чистых ушей, и «звездочка» (дружная группа из пяти человек), пионерский галстук, пионерские костры, песня «Взвейтесь кострами, синие ночи…», отрядная песня «Орленок», отряд имени Коли Гойшика, вынос пионерского флага дружины, потные ладони в коридоре райкома комсомола: примут ли? Все это пробирало до мурашек и рождало любовь к малой родине и веру в величие Родины большой.

Дрожь и волнение в коридорах райвоенкомата на первой медицинской комиссии допризывников: возьмут ли в армию? Это ж какой стыд перед деревней, если забракуют! Девки засмеют, да и проводов в армию не будет с гармошкой и песнями...

Поговори со мною, мама…

И вот решил в Год исторической памяти начать не со значимого исторического события, озвучивания больших имен и дат, а... собрать в отцовском доме всю близкую родню. Повод отличный: 100-летие моей мамы — Печень Надежды Климентьевны. Она выпускница Борисовского педагогического училища (1939), учительница и директор Будиловской начальной школы, депутат сельсовета на протяжении четверти века (1949—1994). Научила всех детей деревни писать и читать, делить и умножать, дружить, петь песни... Многим из них за 80, а многих, как и мамы, увы, нет в живых. 


Опыт сбора у меня был: и встреча одноклассников через 45 лет после выпуска, и международный семинар в Бегомле с участием известных земляков, и поиск ветеранов войны, и сооружение мемориала… Выбрал дату — День Святой Троицы. Составил программу праздника. 

Ежегодно у нас день деревни, а сейчас решил провести день одной деревенской семьи (день истории одной хаты). Съехалось более 40 человек из разных городов Беларуси, Москвы, Подмосковья. Кто-то на одну ночь или только на само торжество — работа. 

Погода капризная, в хате всех не разместишь — помогло руководство Докшицкого района: на дворе установили большую палатку. На случай жары или дождя. Соседи-сельчане, мамины ученики предложили лавы (скамейки), столы, чтобы оформить праздничный обед.

В 11:00 все родственники от 2 до 86 лет собрались у мемориального комплекса. С интересом читали знакомые фамилии (много наших родственников — Печеней). Искали именные березки, слушали мой рассказ о судьбах земляков, строительстве мемориала...

Потом, конечно, на кладбище — к маме, тете, бабушке и сестре. Цветы, минута молчания. Панихида, которую провел иерей Иоанн Сычевич, настоятель прихода храма в Бегомле.

У праздничного стола на отцовском дворе ждала фотогалерея: три десятка уникальных снимков, в том числе дореволюционных (их собирал из альбомов десятков семей в один), мамы, отца, родственников, их родителей. Все с интересом всматривались в знакомые лица, родные черты, находили себя в разном возрасте...

На одном дыхании просмотрели и тридцатиминутный фильм о маме, ее братьях, сестрах, детях, внуках, племянниках. Были заготовлены флешки с фильмом и фотоколлажи в рамках о нашем роде и вручены всем.

И вот к столу. Тосты-воспоминания говорил каждый — условие обязательное: эпизод, связанный с мамой, малой родиной, о себе, успехах, детях…

В разгар торжества у дома, где уже припарковалась дюжина автомашин, остановился автомобиль. Из него вышли в национальных костюмах гармонисты и певуньи: участников юбилейных торжеств приехали поздравить члены народного вокального ансамбля «Прызбачка» Волколатского сельского Дома культуры (Каляго Олег — друг деревни, Чекун Владимир, Липкова Татьяна и Кимстач Мария). 

Николай ПЕЧЕНЬ с маминой сестрой Яниной.
Зазвучали песни о маме, деревеньке-колхознице, белорусские народные. Были конкурсы на исполнение народных танцев. Краковяк, подеспань, полька и, конечно, вальс. В пляс пошли все. И даже 86-летняя сестра мамы Янина. Потом беседы по интересам — места в саду хватало всем. Многие снова направились к мемориалу. Чтобы помолчать, поговорить с ушедшими из жизни родственниками и земляками.

И поэтому мы непобедимы!

Поздно вечером стали разъезжаться. Бутылки со спиртным почти не распечатали. До этого ли? Наговориться бы! Условились собираться и отмечать 100-летние юбилеи мам всех, кто был на празднике…

Осмысливая наше семейное торжество и нашу единую память, вот что подумал.

Большая историческая память начинается с маленькой памяти о своей семье, роде. Вдумайтесь в два слова «СЕМЬ Я» — я, мама и папа, два дедушки и две бабушки. Если каждый из нас будет знать их жизненный путь, чтить, помнить каждый день, уже, считайте, Год исторической памяти пройдет успешно.

А как по мне, то каждая секунда, минута, час, день, сутки и каждый год должны быть временем нашей исторической памяти. Тогда точно никакие змагары, нацисты нам не страшны. 

Плечом к плечу станет на защиту Отчизны, нашей родной Беларуси, рядом с нами весь наш род. А такое войско непобедимо!

Николай ПЕЧЕНЬ, полковник, ветеран боевых действий, доктор исторических наук, профессор

12 июня 2022 года, д. Будиловка Докшицкого района.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter