Почему во Францию не поехали футбольные державы, как Голландия, Шотландия или Норвегия, но зато мы с удовольствием наблюдаем за Бельгией, Исландией и Уэльсом?

Фундамент для гола

Выступление на чемпионатах мира или Европы всегда считалось главным мерилом развития футбола в той или иной стране. Ты можешь выиграть в одном конкретном матче, забить хоть пять голов самому лучшему вратарю, но это будет лишь локальный успех. А вот пройти через горнило отбора удается далеко не каждому. Тут нужна система подготовки, сильные игроки и глубокий резерв. С наскока ничего не получится. И нынешний Евро в этом плане заставляет всех серьезно задуматься: почему во Францию не поехали такие футбольные державы, как Голландия, Шотландия или Норвегия, но зато мы с удовольствием наблюдаем за Бельгией, Исландией и Уэльсом? У этого феномена есть своя история.



Бельгия: жертвы во имя победы


Сегодня сборная Бельгии — грозная машина. Лидер мирового рейтинга национальных сборных. В ее составе играют настоящие звезды клубного футбола. Будь то Эден Азар из «Челси», Кевин де Брюйне из «Манчестер Сити», Томас Вермален из «Барселоны» или Ромелу Лукаку из «Эвертона». Бельгийцы менее чем за 10 лет сумели взрастить целое поколение сильных игроков. Вся Европа заговорила о молодой и талантливой дружине Марка Вильмотса.

Мишель Саблон.

Между тем перемены в бельгийском футболе назрели в 1990–х. Сборная крайне неудачно выступила на чемпионате мира во Франции. Тогдашнему техническому директору Королевской бельгийской футбольной ассоциации Мишелю Саблону поставили задачу разработать план развития игры номер один. Саблон взял в помощники тренера младших сборных Бельгии Боба Бровайса и начал ломать систему бельгийского футбола. Именно этот тандем рекомендовал всем тренерам сборных младших возрастов перейти на тактическую схему 4–3–3. По их мнению, именно эта расстановка максимально подходит для развития молодых футболистов. При этом Саблон и Бровайс мотивировали в игроках тягу к технике, дриблингу и импровизации, не желая с детства загонять в жесткие тактические рамки. Посыл был таков: пусть дети делают на поле все, что душе угодно. Претерпела изменения и инфраструктура. На вырученные от проведения совместного с Голландией чемпионата Европы деньги на окраине Брюсселя был построен футбольный центр. В Бельгии тренерские курсы сделали свободными для всех желающих. И это вызвало настоящий бум — на курсы записалось в 10 раз больше соискателей, нежели в 1990–е годы.



По просьбе Саблона профессор университета Левена Вернер Хельсен, к слову бывший футболист, исследовал полторы тысячи матчей и тренировок детских и юношеских команд Бельгии. Результаты были неутешительными — восьмилетние мальчишки касались мяча по два раза за полчаса. Было принято решение ограничить количество детей на поле по всем возрастам: в семь лет играли только два на два, дети постарше — пять на пять, еще взрослее — семь на семь и так далее. Естественно, такие революционные изменения не сразу дали результат. А потому тренеры стали предъявлять претензии выдумщикам Саблону и Бровайсу, задавая важный, по их мнению, вопрос: «У нас скоро чемпионат Европы. Вы хотите, чтобы мы туда не пробились?» Но Саблон продолжал гнуть свою линию. За четыре года (с 1998 по 2002–й) власти открыли по всей стране восемь футбольных школ дополнительного образования. Все желающие могли заниматься там в любое удобное время, но после основных тренировок. Через эту систему прошли нынешние четвертьфиналисты Кевин де Брюйне, Дрис Мертенс, Тибо Куртуа, Муса Дембеле и Аксель Витцель. Бельгийцы пожертвовали несколькими топ–турнирами, но сегодня мы видим результат.

Германия: инвестиции в будущее


В Германии футбольную реформу начали претворять в жизнь в том же 1998 году, что и в Бельгии. Тогда немцы на чемпионате мира в четвертьфинале крупно проиграли хорватам — 0:3. Затем случился полный провал на чемпионате Европы 2000 года: сборная Германии, руководимая Эрихом Риббеком и составленная из опытных и возрастных футболистов, не смогла выиграть ни одного матча в группе, после чего газета Bild вышла с заголовком: «Германия стыдится вас».

В итоге было принято решение всерьез заняться подготовкой молодежи. В ходе реформы разработали единую программу отбора молодых талантов. К работе были привлечены профессиональные скауты — сейчас за игроками по всей Германии следит больше тысячи специалистов. И на каждого юного футболиста заводится специальный паспорт. В документ заносятся результаты тестов, характеристики тренеров, видеозаписи.


Дортмундская «Боруссия» и ее академики.

За счет средств немецкой федерации футбола построено более 390 тренировочных центров. Педантичные немцы расположили объекты по стране таким образом, что максимальное расстояние для ребенка из любого уголка Германии до ближайшего центра не составляет больше 25 километров. Система заработала — объекты собрали 22 тысячи детей, с ними работают 1.200 тренеров, а всю эту махину курируют 30 координаторов Немецкого футбольного союза. Власти также обязали каждый клуб первой и второй бундеслиги содержать собственные академии. Это необходимое условие для прохождения лицензирования. Сейчас таких академий около 50. На сегодняшний день в немецком футболе задействовано 7 миллионов человек, а количество клубов, включая любительские, что–то около 26 тысяч. В Германии есть четкая вертикаль. Дети из тренировочных центров попадают в клубные академии, затем — в молодежные команды и уже на финише становятся в ряды основных дружин.

Исландия: сказка и быль


Многие называют успех Исландии на Евро–2016 не менее чем сенсацией. Но исландцы к этому успеху шли не один год. А начал реформы директор института Рейкьявика Йон Сигфуссон. Именно он обратил внимание властей на тот факт, что у молодых исландцев огромные проблемы с алкоголем, наркотиками и табаком. И предложил в корне поменять отношение к спорту. По инициативе Сигфуссона в стране, население которой составляет чуть больше 300 тысяч жителей, было построено 8 больших крытых комплексов с футбольными полями и бассейнами. Начиная с 2000 года число полей с искусственным покрытием выросло с 5 до 17, мини–футбольных залов — с 7 до 130. В каждой исландской школе примерно по 5 мини–футбольных площадок. Серьезно относятся в Исландии к тренерским кадрам. Несмотря на насмешки со стороны, нет среди тренеров ни пожарных, ни таксистов — все специалисты, работающие с детьми, имеют лицензии УЕФА. Всего же в Исландии 563 тренера имеют категорию «B» и 165 — «А». А каждый игрок из 22 тысяч зарегистрированных внесен в базу данных.


Йон Сигфуссон.

Кстати, в Исландии разработана очень интересная система поощрения. К примеру, мэрия Рейкьявика, действуя по плану Сигфуссона, ежегодно выделяет три миллиона евро талантливым детям. Каждому ребенку зачисляются баллы на карточку. Затем эти очки можно обменять на что–то ценное — спортивный тренажер или новые бутсы.

Для каждого возраста прописана пошаговая программа. Дети до 6 лет на неделе обязаны провести одну тренировку и сыграть матч. У команд до 8 лет — три тренировки и спарринг. Возраст от 10 до 12 лет — четыре тренировки, одно занятие по ОФП (плавание) и игра. Футболисты до 14 лет тренируются пять раз в неделю, один раз плавают и также встречаются с соперником на поле. К слову, в школах нет никакого отсева — набираются все желающие.


Фото brsm.by

Компетентно

Сергей Сафарьян, первый заместитель председателя АБФФ:

— Когда формировали программу «Видение–2020», мы изучали опыт Исландии. Также читали программы Уэльса, Ирландии, Шотландии и Северной Ирландии. У них есть что почерпнуть. Мы взяли только то, что подходит под наши реалии. К примеру, футбольная академия у нас уже успешно работает. Все сегодня пишут про уникальную систему подготовки исландских футболистов. Но в нынешней сборной Исландии играет 6 человек из той молодежки, которую в Дании в 2011 году обыгрывала сборная Беларуси. Благодаря той победе мы пробились на Олимпиаду в Лондон. На молодежном уровне мы были сильнее их. А вот почему нет движения дальше, это вопрос. Не думаю, что это связано с системой подготовки футболистов до 21 года. Причин много. Считаю, что сокращение высшей лиги нанесло колоссальный ущерб молодежному футболу. В той команде Георгия Кондратьева все игроки были основными футболистами клубов высшей лиги. Потом такой возможности не стало. Надеюсь, что сегодня мы сделаем все, чтобы молодежь вновь играла ключевые роли в своих командах. Не все клубы, к сожалению, работают с молодежью так, как хотелось бы. У команд разное отношение к подготовке резерва.



Надеюсь, что в ближайшее время мы сформулируем и внесем предложение в государственные органы, чтобы изменить отношение к оценке работы тренера и вообще подготовке мальчишек и девчонок в самом раннем возрасте. Система оплаты заставляет тренеров работать с детьми с 7 — 8 лет на эфемерный результат. Выигрыш турнира, который, в принципе, ничего не дает, для специалиста куда важней, нежели подготовка действительно хорошего спортсмена. Мы должны сделать так, чтобы система подготовки, начиная с набора и до 12 лет, сводилась к индивидуальной работе с ребятами.


Юные футболисты ФК «Минск». Фото Дмитрия Ткачева

Беларусь: «Видение–2020»


В Беларуси также есть программа развития футбола. Документ носит название «Видение–2020». Авторы проекта выделили 20 основных пунктов. Вот некоторые из них: увеличение количества тренеров, обладающих тренерскими лицензиями PRO, до 68, «A» — до 180 и «B» — до 267; строительство национального футбольного стадиона; доведение количества мини–футбольных площадок с искусственным покрытием до 230; строительство пяти футбольных манежей... Прошел год, и уже можно оценить, что сделано. Тренерские курсы функционируют по плану. На сегодня подготовлено 42 тренера категории PRO, 118 — «А» и 230 специалистов — «В». К 2020 году количество аттестованных тренеров должно достигнуть запланированных цифр. Но в АБФФ отмечают, что куда важнее не количество, а качество. Строительство национального стадиона в районе арены «Трактор» пока находится в стадии проекта. Площадок с искусственными полями пока построено и введено в эксплуатацию около 140. План по строительству пяти манежей пока трудновыполним. Но начало положено — первый манеж начали возводить в Гродно. Новый спортивный объект будет построен в лесопарке Пышки на территории бывшего детского лагеря «Юные космонавты».

Сегодня у нас в стране разработано сразу несколько программ развития детско–юношеского футбола. К примеру, юношеская сборная 2000 года рождения тренируется по системе амстердамского «Аякса». Голландские тренеры контролируют всю подготовку. При федерации футбола в 2015 году была создана базовая команда мальчишек 2000 — 2002 годов рождения. Фактически это академия футбола, куда из всех клубов привлекают лучших игроков данных возрастов. Естественно, что именно эти футболисты должны составить костяк юношеских сборных. Для академии в УЕФА разработали специальную программу, которая акцентирована на техническую оснащенность юных футболистов. До нас по этой системе в течение года работали три страны — Армения, Грузия и Македония. Задача стоит подготовить технически сильных игроков. Куратором проекта от УЕФА по Беларуси является француз Жан–Франсуа Домерг. К слову, чемпион Европы 1984 года в составе сборной Франции, бывший футболист французских «Бордо», «Тулузы» и «Марселя». Сегодня АБФФ набирает по всей стране лучших футболистов 2003 года рождения. После всех кастингов 25 самых одаренных мальчишек будут жить и готовиться за счет федерации на базе технического центра.

Но это вершина айсберга. А как быть с дворовым футболом? Современный футбол, в том числе и детский, держится на трех китах — материально–техническая база, тренер и система соревнований. Ответьте честно, что из этого есть в должной мере у большинства наших мальчишек, мечтающих о славе Роналду, Гризманна или Буффона. Ответьте и задайте себе новый вопрос: когда мы сможем обыграть на Евро англичан.

Мнение

Владимир Гурленя, детский тренер школы «Минск»:

— Я считаю, что система детско–юношеского футбола как таковая у нас вообще отсутствует. Нет толковой программы, по которой тренер мог бы работать. Сейчас пытаются привить систему амстердамского «Аякса», но вряд ли нам она может подойти. У Беларуси и Голландии разные инфраструктурные условия. «Минску» количество полей позволяет работать по этому курсу. Другой команде, у которой только одно поле и спортзал, рекомендации «Аякса» ни к чему. Наш клуб подчиняется нормам Министерства спорта. Я с удовольствием набрал бы группу из 22 человек и плодотворно работал. Но чтобы выполнить норму, мне приходится работать с четырьмя группами! Пусть бы клубам разрешили разработать индивидуальную программу. А так у нас общие рекомендации и для волейбольной команды, и для футбольной. Это неправильно. Минспорта считает, что детям надо тренироваться три раза в неделю. А я думаю, что работать можно каждый день. У меня тренируются шестилетки. В понедельник я им объясняю, как правильно делать передачу. Рассказываю про внутреннюю сторону стопы, про постановку опорной ноги. В четверг спрашиваю, кто помнит, что было на прошлой тренировке. Все молчат. Детям надо каждый день объяснять...

d.tk@mail.ru

Советская Белоруссия № 125 (25007). Суббота, 2 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter