Зачем министерство проводит конкурсы на организацию и проведение фестивалей и кому от этого лучше?

Фестиваль на конкурсной основе

Сенсации не случилось: конкурс на организацию и проведение юбилейного, 25–го по счету кинофестиваля «Лiстапад» выиграл Центр визуальных и исполнительских искусств «Арт корпорейшн». Та самая структура, которая за последние 7 лет умудрилась превратить унылый календарный ноябрь в один сплошной кинопраздник. Море фильмов для истинных ценителей, громкие в среде гурманов имена — благодаря стараниям Анжелики Крашевской и ее команды из регионального смотра «Лiстапад» дорос до статуса модного и престижного международного фестиваля. Их же усилиями о Беларуси как о территории кино узнали Фанни Ардан, Арманд Ассанте, Клер Дени, Орнелла Мути и другие именитые кинодеятели. Но...

В этом году Министерство культуры впервые объявляло открытый конкурс на организацию и проведение киносмотра. Однако желающих заняться этим непростым делом оказалось ничтожно мало: на рассмотрение поступила всего одна заявка. Все от того же «Арт корпорейшн» — и круг замкнулся. Не лучше обстоят дела и с другими форумами искусств: энтузиастов, готовых организовать праздник «Купалье» («Александрия собирает друзей») или форум «ТЕАРТ», пока тоже не слишком много. Выясняем, зачем Минкультуры проводит конкурсы на организацию и проведение фестивалей, кому от этого лучше и почему нет желающих тянуть большой фестивальный воз.
фото Владимира Шлапака

Буква закона

— Есть закон, и мы его соблюдаем. И это совсем не значит, что команда «Арт корпорейшн» со своей задачей не справлялась или справлялась плохо, — так на вопрос о «Лiстападзе» корреспонденту «СБ» ответил начальник управления по кинематографии Александр Рыдван.

Речь идет о Законе «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», который регулирует все отношения, связанные с осуществлением госзакупок, включая процесс выбора исполнителя и заключения с ним соответствующего договора. А значит, пока «Лiстапад» находится под крылом Министерства культуры, дирекция фестиваля должна
выбираться исключительно путем конкурса, который, как считает министр культуры Юрий Бондарь, позволит повысить уровень мероприятия:

— Подобная практика будет содействовать возникновению конкуренции в среде потенциальных организаторов и росту профессионализма специалистов.

Лучшее — враг хорошего?

Тем не менее желающих сразиться в честной борьбе за право заняться организацией «Лiстапада», помимо «Арт корпорейшн», не нашлось. Возможно, дело в жестких требованиях, предъявляемых Минкультуры к предполагаемому оргкомитету. Например, в числе прочего там значатся опыт по организации подобных киномероприятий от 5 лет и квалифицированный персонал. По сути, кроме команды Крашевской, этот порог в нашей стране и перешагнуть–то некому. Сама Анжелика от борьбы за место под киносолнцем уже устала:

— Этот конкурс — бесполезная трата нашей энергии. Мы потеряли силы, нервы и самое главное — время. Пока Минкультуры занималось организацией процесса, фестиваль находился без дирекции. А это значит, что подготовка к «Лiстападу–2018» не просто не велась, но даже не начиналась! Сделать фестиваль за полгода невозможно. По–хорошему все планы и бюджеты должны были быть сверстаны не позднее декабря 2017 года — это крайний срок. Но на дворе май — и пока нет никакой ясности.

фото listapad.com

Еще один важный момент: «Лiстапад» — фестиваль международный, а значит, он обязательно должен быть представлен на мировых рынках и киносмотрах. Но как это сделать, если дирекция фестиваля будет выбираться ежегодно на основе конкурса? Анжелика Крашевская пожимает плечами:

— Дирекция кинофорума должна работать непрерывно круглый год и быть постоянно на связи с иностранными партнерами, с которыми имеются определенные договоренности. А когда договор заключается с нами ровно на год и ровно для проведения одного кинофестиваля, то как мы должны в таком случае выстраивать долгосрочные партнерские отношения?

Кто на новенького?

Министр культуры Юрий Бондарь, в свою очередь, призывает не драматизировать ситуацию:

— Речь идет исключительно о соблюдении юридической процедуры, установленной в Беларуси. Нет причин окружать эту ситуацию соответствующим информационным фоном. Практика объявления конкурсов на закупку услуг по организации культурных мероприятий в работе министерства пока новая. В этом году впервые объявлены конкурсы не только на проведение «Лiстапада», но и форума театрального искусства «ТЕАРТ», праздника «Купалье» («Александрия собирает друзей»).

Увы, желающих потягаться в конкурентной борьбе не так много, как хотелось бы. Например, на конкурс по организации и проведению праздника «Купалье» пока нет даже двух заявок, чтобы считать конкурс состоявшимся. Это вынудило Минкультуры продлить срок подачи предложений. Похожая ситуация и с остальными фестами: команд с горящими глазами можно пересчитать по пальцам одной руки.

Выход есть?

Одним из вариантов решения проблемы культурное сообщество видит внесение изменений в соответствующий закон. Однако пока, говорят в министерстве, внести корректировки, даже если они поспособствуют развитию как отдельного фестиваля, так и отрасли в целом, возможностей нет. А это значит, участия в конкурсах в ближайшее время энтузиастам от мира искусства не избежать. Что это означает для зрителя? Анжелика Крашевская объясняет на примере «Лiстапада»:

— Во–первых, из–за ситуации с конкурсом мы пропустили «Берлинале» и Каннский кинофестиваль. А это значит, мировые фестивальные премьеры с этих форумов уже вряд ли попадут в программу нынешнего «Лiстапада». Во–вторых, фестиваль рискует потерять статус международного, которого мы так долго и упорно добивались, и снова вернуться к тому, с чего начинали — стать рынком исключительно для внутреннего потребления. И в–третьих, ежегодные выборы новой дирекции — это огромные репутационные и имиджевые риски для кинофестиваля в целом.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter