Бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Федор Мирочицкий в Минсельхозпроде проработал более четверти века

Федор Мирочицкий: «Изобилия не обещали, но голода не допустили»

В Минсельхозпроде, которому в эти дни исполнилось сто лет, Федор МИРОЧИЦКИЙ проработал более четверти века. На должность заместителя министра пришел в 1969 году. Около десяти лет курировал животноводческую отрасль. Затем был первым заместителем министра, первым заместителем председателя Госагропрома БССР — министром. После обретения Беларусью независимости возглавил Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Для страны в начальный период ее становления это было сложное время: после развала Союза сократилось производство сельхозпродукции, меньше стало поступать зерна. Одна из важнейших задач, которая требовала неотложного решения, — как накормить страну. 

Беседой корреспондента «СГ» с первым министром сельского хозяйства и продовольствия суверенной Беларуси Федором Мирочицким, который возглавлял министерство с февраля 1991 по октябрь 1994 года, мы начинаем серию публикаций к 100-летию ведомства, рассказывающих о личностях, тенденциях, этапах большого пути.

— Федор Владимирович, в каком состоянии находилась тогда отрасль, какие меры принимались по преобразованию АПК?

— Мне пришлось быть последним руководителем аграрного ведомства в ранге министра во время СССР и первым — в суверенной Беларуси. Время работы в нем можно разделить на два этапа: период созидания и период упадка. 

До распада Союза республика наращивала производство сельхозпродукции по всем отраслям. К 1990 году внутренний валовой продукт сельского хозяйства на душу населения достиг среднеевропейского показателя. А по таким видам продукции, как молоко, мясо, яйца, уровень был даже выше. За последние 30 лет советской власти производство сельхозпродукции в Беларуси практически удвоилось. Этому способствовало углубление специализации и повышение концентрации, перевод производства на промышленную основу. Были построены мощные животноводческие комплексы, птицефабрики, свинокомплексы. Среди них борисовский свиноводческий и барановичский по откорму крупного рогатого скота, Смолевичская бройлерная птицефабрика, которые считались одними из лучших в СССР. 

Успехам в животноводстве во многом способствовало развитие комбикормовой промышленности. Только из союзного фонда республика ежегодно получала около четырех миллионов тонн зерна и различных добавок. Немало денег вкладывалось в перерабатывающую отрасль, растениеводство. К 1990 году производство зерна достигло семи миллионов тонн, значительно увеличилась заготовка кормов, отдача сельхозугодий. Отрасль была на подъеме.

После непредсказуемого распада Советского Союза практически одномоментно прервались экономические и производственные связи. Резко сократилось финансирование. При СССР аграрный сектор республики в виде различных надбавок и доплат получал 6—7 миллиардов рублей. Это, разумеется, не могло не сказаться на производстве. Оно сокращалось. Поэтому важнейшей задачей того времени было не допустить резкого его снижения, обеспечить такой уровень, который позволил бы избежать голода. 

Невзирая на многочисленные сложности, с поставленной задачей справились. Во многом этому способствовала ранее созданная материально-техническая база. 

Как бы ни ругали правительство Вячеслава Кебича, ему удалось сохранить народное хозяйство, включая АПК, хотя и в некотором упадке, но что очень важно — неразрушенным и неразграбленным, способным к созиданию. Не было и голода. 


— В вашу бытность министром сельского хозяйства и продовольствия началась адаптация сельхозпроизводства к рыночным условиям, зарождалось фермерство. Одним из первых документов, которые положили начало таким преобразованиям, стала программа перехода республики к регулируемой рыночной экономке. Как в стране воспринимались новшества?

— Предпринимались первые попытки формирования новой аграрной политики. Предусматривалось создать равные условия хозяйствования для государственных, кооперативных и личных хозяйств граждан, формирования и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, признать право собственности на производимую продукцию за сельхозпредприятиями, право выбора ее производства и реализации. Все чаще речь заходила о приватизации. Одни полагали, что ее нельзя начинать до тех пор, пока положение в экономике не стабилизируется, другие — что именно она поспособствует оздоровлению обстановки, сделает человека хозяином. 

Процесс этот в виде различных мнений остановить было невозможно. Поэтому Минсельхозпрод разработал, а Верховный Совет принял закон о развитии фермерского хозяйства. Начали появляться первые КФХ. Правда, на местах фермеров встречали по-разному, но чаще всего в штыки. Позиция местных чиновников была такова: колхозам и совхозам конкуренты не нужны. Земельным органам были представлены полномочия по изъятию неиспользуемых или нерационально используемых земель у прежних владельцев в пользу крестьянских хозяйств, садоводческих и огородных коллективов. Но широкого применения на деле это не получило. Даже несмотря на то, что фермерам планировалось передать десятки тысяч гектаров земли. 

Как показало время, все формы собственности имеют право на жизнь. Тем не менее процесс модернизации сельскохозяйственного производства остается весьма актуальным.


— В вашу бытность министром, можно сказать, решалась дальнейшая судьба отрасли, в том числе колхозов и совхозов? Как удалось их сохранить? Тем более что некоторые ратовали за то, чтобы сельхозпредприятия распустить. 

— Полагаю, решение не разрушать общественный сектор было единственно правильным. Используя достижения и накопленный опыт прежних лет, широко применяя современные технологии, АПК надежно обеспечивает продовольственную безопасность, поставляя часть продукции на экспорт. Для его дальнейшего развития нет каких-либо лимитирующих факторов. В стране достаточно земельных угодий, создана крепкая материально-техническая база, с высоким потенциалом сельхозкультуры и животные, применяются передовые технологии, широко развита аграрная наука. Но отдача от всего этого недостаточная. Видимо, главное теперь в АПК не столько наращивать производство продукции, хотя этого тоже нельзя исключать, сколько радикально повышать эффективность. Решить эту проблему можно за счет повышения ответственности кадров всех уровней и надлежащей мотивации, имея в виду отношения к собственности, производимому продукту, оплате и условиям труда. 

— Спасибо за интервью, Федор Владимирович!

P.S. После того как Федор Мирочицкий с должности министра ушел в отставку, он работал председателем совета Агробанка, потом заместителем председателя правления этого финансового учреждения, пока не вышел на пенсию. Но он по сей день интересуется ситуацией в АПК. И в душе по-прежнему считает себя аграрием.

ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС

Ленинский Декрет о земле, принятый II съездом Советов в октябре 1917 года, передал белорусскому крестьянству в безвозмездное пользование несколько миллионов десятин помещичьих, казенных, церковных и монастырских земель. Передача земли, помощь, оказанная советской властью крестьянам в обзаведении рабочим и продуктивным скотом, приобретении на льготных условиях сельхозинвентаря, позволили быстро восстановить разоренное войной хозяйство.

Началом существования Министерства сельского хо­зяйства и продовольствия Республики Беларусь является 4 января 1919 года, когда был образован Народный комиссариат земледелия БССР.

С 1919 по 1947 год его председателями были:

— Андреев Александр Антонович (04.01.1919 — 1920);

— Игнатовский Всеволод Макарович (08.1920 — 12.1920);

— Славинский Адам Семенович (12.1920 — 19.03.1924);

— Прищепов Дмитрий Филимонович (12.12.1924 — 06.04.1929);

— Рачицкий Филипп Николаевич (06.04.1929 — 04.05.1933);

— Бенек Казимир Францевич (04.05.1933 — 26.04.1937);

— Низовцев Николай Федосиевич (26.04.1937 — 05.11.1937);

— Шишков Василий Федорович (05.11.1937 — 21.04.1938);

— Крупеня Иван Ануфриевич (01.08.1939 — 14.05.1941, 03.12.1943 — 15.02.1947).

К концу 1925 года валовая продукция земледелия превысила довоенный уровень. Широко развернулось строительство жилых домов, изб-читален, сельских клубов, улучшилось материальное положение крестьянства. Выдвинутый В. И. Лениным в 1920-е годы план перехода к крупному социалистическому сельскому хозяйству через кооперацию в Белоруссии к 1927 году достиг широкого размаха. Организовано 528 сельских обществ потребительской кооперации с 172 970 пайщиками, создано 937 различных товариществ — кредитных, машинных, мелиоративных и других, которые охватывали 177 тысяч крестьянских хозяйств. Уже в 1931 году в Белоруссии — создано 8614 колхозов. Большую роль в укреплении колхозов сыграли машинно-тракторные станции (МТС). Первые МТС были созданы в республике в 1929 году, а к концу 1940 года их уже работало 337. Они имели 12,5 тысячи тракторов, 1600 комбайнов, 2300 молотилок, 2800 тракторных сеялок, 1330 льнотеребилок и много других сельхозмашин и орудий.

Посевы пшеницы возросли по сравнению с 1913 годом в 5,2 раза, технических культур — в 2,6, картофеля — в 2, многолетних трав — в 3,5 раза. Увеличилось поголовье скота в колхозах. Производство основных видов продукции в 1940 году, включая все категории хозяйств, составило:

— зерна — 2727 тысяч тонн;

— льноволокна — 36,5 тысячи тонн;

— картофеля — 11 879 тысяч тонн;

— мяса (в убойном весе) — 274 тысячи тонн;

— молока — 2005 тысяч тонн.

В ТЕМУ

В 1992 году по предложению Минсельхозпрода и Министерства хлебопродуктов Совмин принял постановление о чрезвычайных мерах по формированию госресурсов зерна для продовольствия, на фураж и семена. Нужно было заготовить его около 4,5 миллиона тонн. Вместо госзаказа пришлось ввести всеобщую обязательную поставку из расчета 7,7 килограмма зерна на балло-гектар интенсивно используемых сельхозугодий. Для стимулирования поставок сверх нормы установили надбавки в размере 50 процентов закупочной цены. 

zybulko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter