Фабрика слёз

Вынесен приговор организаторам экспорта девушек–моделей на зарубежные рынки интимных услуг
Вынесен приговор организаторам экспорта девушек–моделей на зарубежные рынки интимных услуг

Семь с половиной месяцев в Минском городском суде слушалось дело, ставшее для СМИ одной из главных криминальных тем. На скамье подсудимых оказались 10 руководителей и сотрудников модельных агентств, а в роли потерпевших — их бывшие ученицы. Юных красавиц, изнуряющих свой организм дефиле и диетами, «педагоги» готовили вовсе не к кастингам и фотосессиям, а к занятию, увы, ничего общего с подиумным искусством не имеющему. Под вывеской модельного бизнеса пять лет (с февраля 2000 года по март 2005–го) процветал международный преступный синдикат с «филиалами» по всей Беларуси. Девушки сотнями экспортировались в страны Западной Европы, Ближневосточного и Южноазиатского регионов в качестве развлечения для состоятельных мужчин. Наивные мученицы подиума и не подозревали, что за тридевять земель на элитных вечеринках их будут выставлять перед богатыми сластолюбцами, как товар на витрине...

В деталях экспортной эпопеи разбирались лучшие следователи страны под руководством заместителя начальника управления ГУПР МВД Владимира Петко. Точку в этом сложном деле поставил один из самых опытных судей Игорь Крот. Следует оговориться, что впереди — рассмотрение кассационных жалоб фигурантов, поэтому их фамилии до вступления приговора в законную силу упоминать не будем. Расскажем лишь о наиболее важных обстоятельствах преступной деятельности хозяев «школ красоты», установленных следствием.

...Лет пять-семь назад в стране наблюдался настоящий модельный бум. Юные Золушки, горящие желанием как можно скорее превратиться в принцесс, выстраивались у порогов растущих как грибы модельных агентств в очереди. Как со временем выяснилось, некоторые из этих «фабрик звезд» не были даже зарегистрированы и обладали весьма сомнительной репутацией.

«Фабриканты» умело манипулировали неокрепшими умами (из 324 девушек, признанных судом потерпевшими, 159 не было и 18, двум исполнилось лишь 13). Параллельно с секретами визажа и лебединой походки в голову девочек вбивалась и другая наука.

— Почти на каждом занятии, — вспоминает одна из воспитанниц могилевского модельного агентства, — нам рассказывали о баснословных гонорарах, которые мы будем получать в недалеком будущем. Предполагалось, что по окончании учебы самые способные поедут за границу, откуда вернутся известными и богатыми.

Действительно, из первых заграничных поездок, ставших своеобразной приманкой, «принцессы» возвращались в полном восторге: за несколько вполне пристойных подиумных показов им выплатили сумасшедшие деньги. Слухи о невероятно выгодных условиях сотрудничества модельных агентств с иностранными партнерами распространились очень быстро. Глядя на подруг, юные красавицы мечтали оказаться на их месте. Увы, когда экспортеры «живого товара» откатали пробные шары, заграничная сказка обернулась сущим кошмаром.

— Поставки моделей за рубеж превратились в конвейер, — посвятил в некоторые подробности заместитель начальника ГУПР МВД — начальник следственной части Сергей Мигаленя. — В каждой поездке назначалась старшая группы — доверенное лицо авторов преступной схемы, — которая следила за поведением подопечных. В чужой стране юные белоруски тут же становились пленницами: надсмотрщицы забирали паспорта и категорически запрещали выходить на улицу без разрешения. На месте девочкам объявлялась истинная цель приезда и проводилась их психологическая обработка. Молоденьким глупышкам внушалось, что, обслуживая богатых мужчин, они обеспечивают свое будущее. Отказаться от «работы» смели лишь единицы. Остальные (нередко под воздействием спиртного) послушно выставляли свои прелести напоказ владельцам роскошных вилл и завсегдатаям шикарных вечеринок. «Рабочий день» девушек начинался поздно вечером и заканчивался рано утром. Так длилось до тех пор, пока «игрушка» не надоедала «толстому кошельку». «Отработанный материал» отправлялся домой в обмен на новый.

Немыслимые заработки тоже оказались мифом. Большая часть вознаграждения причиталась «поставщикам». Секс–рабыням оставались копейки. Плюс «бонус» — стыд и обида. Откровения девушек, зафиксированные в исковых заявлениях, шокируют. Многим из них явно требуется психологическая помощь. И даже после реабилитационного курса, утверждают психологи, говорить о возвращении «игрушек» к нормальной жизни можно с большой натяжкой.

Безусловно, мысль о торжестве справедливости греет. Виновные в сводничестве и торговле людьми приговорены к длительным срокам лишения свободы — от 8 до 12 лет. Но где гарантия, что экспортный сценарий не повторится с точностью до мелочей?

— Сегодня такие гарантии дает государство. К желающим заняться модельным бизнесом предъявляются весьма строгие требования, — прокомментировал ситуацию начальник отдела лицензирования образовательной деятельности департамента контроля качества образования Министерства образования Леонид Дубяго. — Согласно Декрету Президента № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» модельная деятельность подлежит лицензированию. К заявлению соискатель лицензии должен приложить солидный пакет документов, содержащих сведения о материальной базе, педагогических кадрах, а также учебные планы и программы. Вся информация подвергается тщательной проверке. И только после этого принимается решение.

В данный момент специальности «Демонстратор одежды» обучают три лицензиата. Жесткость требований, по словам Леонида Васильевича, не дает образоваться на рынке модельных услуг «пене». Спрос на моделей пока весьма скромный. Этим и объясняется ограниченность предложения. Между тем модельный бизнес в нашей стране делает хоть и первые, но цивилизованные шаги.

Компетентный комментарий:

— Люди, организовавшие экспорт девушек для сексуальных услуг, на самом деле к модельному бизнесу никакого отношения не имели, — высказал свою точку зрения директор минской студии моды Сергей Нагорный. — Нанесен серьезный удар по имиджу тех агентств, которые играют на рынке по правилам. Но несмотря ни на что, ситуация в модельном бизнесе выравнивается. Постепенно появляется спрос, в соответствии с которым формируется предложение. Сегодня предприятия предпочитают использовать в качестве лица своих брэндов не заграничных моделей, а белорусских красавиц. Если лет пять назад модель за один выход получала 10 долларов (смешные деньги), сегодня — в 10 раз больше. И, поверьте, это только начало.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter