Курс молодого бойца для первоклассника: что нужно знать и уметь

Эйнштейны на старте


“Первый раз в первый класс” — эта фраза вызывает особое волнение и даже нервную дрожь у родителей. Готов ли малыш к школе, определяется, помимо всего прочего, также багажом его знаний и навыков. Об этом мы постарались рассказать максимально подробно.

Готовность по умолчанию 

Требования к знаниям, которыми должен обладать первоклашка, растут год от года и постоянно меняются. В советское время, например, достаточно было пройти короткое собеседование и прочитать пару абзацев текста из книжки или газеты. Сейчас ни экзаменовать, ни тестировать каким-либо образом ребенка-первоклашку не должны (хотя в некоторых учебных заведениях все же проводят что-то типа собеседования). Поэтому учреждения образования рекомендуют определенный список умений, которые нужно сформировать у малыша перед поступлением в первый класс. Это вовсе не педагогическая блажь — такие знания помогут быстрее адаптироваться к началу учебы и ее процессу в принципе и не отставать от сверстников. По объективным причинам в среднестатистическом классе достаточно много ребят, и уделять внимание каждому индивидуально учителю сложно.
 
Место под солнцем 

В принципе, ничего сверхсложного, кроме того, как продемонстрировать основные навыки, которыми и должен обладать ребенок к определенному возрасту (согласно белорусскому законодательству ребенок, идущий в первый класс, должен достигнуть возраста шести лет), не требуется. Первый раздел касается ориентации в окружающем мире и осознания своего места в нем. Первоклашка должен знать свои фамилию, имя, отчество, сколько ему лет и когда у него день рождения. Также необходимо, чтобы он помнил название города или деревни, где живет, домашний адрес, имена и отчества родителей, места их работы. 

Следует запомнить названия и различать визуально основные цвета согласно  знаменитой мнемонической фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”, то есть красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Нужно знать дни недели в порядке их очередности, а также месяцы и их разделение на времена года. Необходимо иметь понятие, какая рука правая, а какая — левая (равно как и направления право — лево). Кроме этого, шестилетка должен ориентироваться на бумаге. Ничего страшного во фразе не кроется. Просто нужно уметь по заданию находить исходную точку на листе в клеточку — одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо (так называемый графический диктант). 
Знания о животном мире также должны соответствовать возрастным требованиям. Это, например, умение называть по картинкам основные виды домашних и диких зверей. Также ребенок должен разбираться в видах транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, поезд, самолет, машина), различать основные овощи и фрукты.

Раз ромашка, два ромашка

Математические навыки вам привьют в школе, но для того чтобы учеба проходила успешно, важно уже иметь подготовительную базу. Маленький человек должен знать прямой и обратный счет: от 0 до 10 и от 10 до 0 соответственно; различать понятия “больше — меньше, поровну”, “большой — маленький”, “высокий — низкий”, “широкий — узкий”; ориентироваться в пространстве (я нахожусь в доме, на улице в лесу и так далее); знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); уметь соотносить цифру и число предметов на картинке или на столе. 
Некоторые родители, пообщавшись со знакомыми, детишки которых ходят в различные школы раннего развития (или прочие места, где лепят юных гениев), впадают в панику — дескать, мой ребенок к шести годам не умеет считать. Нужно успокоиться и выдохнуть: обычная возрастная программа такого и не предусматривает. Никаких требований к тому, чтобы шестилетние мальчик или девочка могли решать простейшие арифметические задачи либо выполнять примеры на сложение и вычитание, быть не может. Этому будут обучать в начальной школе — учителя ведь не так просто получают зарплату. 

Стихи и проза 

Вот что действительно нужно уметь к моменту начала учебы — это различать буквы алфавита. В частности, соотносить звук и конкретную букву, вычленять звук из слова, подбирать слова на заданный звук или букву. В рекомендациях для родителей первоклашек школы указывают, что желательно бы ребенку уже уметь читать по слогам слова и простые предложения. 

Литературные навыки тоже должны присутствовать. Такие как способность пересказывать содержание популярных сказок, вроде “Курочки-рябы”, “Волка и семерых козлят” и так далее. В принципе, указывается, что нужно знать и авторство этих произведений, но, как нам кажется, такие подробности уже лишние. Вряд ли шестилетнему малышу важно помнить что “Красную Шапочку” написал Шарль Перро, а две модификации “Буратино” — Алексей Толстой и Карло Коллоди. В сухом остатке малыш должен уметь пересказывать простое услышанное произведение, составлять связный рассказ по картинке, знать хотя бы несколько стихотворений и уметь отгадывать загадки.

Прописные истины

Само собой, что писать в этом возрасте дети не умеют. Но навыки письма должны присутствовать. Перво-наперво ребенок должен иметь представление, как правильно держать в руке карандаш и ручку. Затем нужно научить его обводить печатные буквы и картинки по контурам (так, как предлагается делать в прописях — по точкам) и копировать геометрические фигуры по клеточкам.
Наши пальчики устали 

Для того чтобы малышу было легче освоить письмо, перед школой необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики. Под этим термином понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга (кстати, навыки письма и развития речи в нем, если так можно сказать, “сцеплены”). 

Простейшее такое упражнение известно нам с детства, когда нас просили вытянуть вперед ручки и сжимать-разжимать кулачки, разводя пальцы как можно дальше и приговаривать: “Мы писали, мы писали — наши пальчики устали”. Из этого же разряда и другие детские забавы: “Сорока-белобока кашу варила” и многие другие. Кстати, все остальные умения, которые необходимы первокласснику — самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, — тоже требуют развития мелкой моторики.

Фото БЕЛТА

В тему

Мозговой штурм 

В первом классе на ребенка обрушивается самая настоящая лавина информации, которую необходимо не просто выслушивать, но и анализировать и запоминать. Конечно, молодой мозг впитывает знания как губка — такова его функциональная особенность, предусмотренная природой. Но помощь со стороны родителей будет далеко не лишней. Тренировать память нужно, используя для этого ненавязчивые игровые формы. Таких упражнений много, приведем два самых элементарных.
 
Например, после прочтения сказки обсудите изложенные в ней события, уточните, как звали главных героев, что с ними происходило и чем закончилось повествование. Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему подсказкой или перечитайте отрывок еще раз. Если ввести такие действия в привычку, то малыш уже перед чтением настраивается на запоминание. Вторая игра детям очень нравится. Разложите на столе различные предметы (не увлекайтесь и начните хотя бы с четырех, постепенно увеличивая количество до семи). Задача ребенка — вспомнить, чего именно не хватает на столе. Помимо всего прочего, здесь тренируется еще и зрительная память. Можно уподобиться знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу и пробовать запоминать количество ступенек на лестнице, сколько проехало машин, во что одеты знакомые и не знакомые вам люди. Как говорится, простор для фантазии большой. Самое главное, чтобы процесс занятий малышу нравился. 

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter