Евросоюз мы кормим скудно...

ЧТОБЫ потеснить зарубежных конкурентов у себя и попасть на европейские рынки, нашим производителям нужно принципиально пересмотреть ассортимент плодоовощной продукции. По словам генерального директора Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию Зенона ЛОВКИСА, основная проблема белорусских пищевиков в том, что они по традициям еще советских времен производят в основном консервированные продукты. Жители же европейских стран предпочитают употреблять овощи в свежем или свежемороженом виде.

Почему же тогда интересный заморскому покупателю белорусский продукт тормозят на всех перекрестках?

ЧТОБЫ потеснить зарубежных конкурентов у себя и попасть на европейские рынки, нашим производителям нужно принципиально пересмотреть ассортимент плодоовощной продукции. По словам генерального директора Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию Зенона ЛОВКИСА, основная проблема белорусских пищевиков в том, что они по традициям еще советских времен производят в основном консервированные продукты. Жители же европейских стран предпочитают употреблять овощи в свежем или свежемороженом виде.

Действительно, пробиться сегодня на европейский рынок с консервами практически невозможно. А вот белорусские черника, брусника, грибы идут нарасхват, сегодня это уже экспортно ориентированные продукты. Достаточно сказать, что стоимость килограмма черники доходила нынче до 4 евро, а прибыль от ее экспорта составила около 5,5 миллиона долларов. Понятно, что такой доход на собственном рынке не получишь, и в наших магазинах белорусскую ягоду встретишь не часто.

 А вот замороженных овощей и фруктов сегодня на витринах магазинов в достатке. Но в этом многообразии смущает одно: практически все они российского, польского или венгерского происхождения, что вызывает шок не только температурный. Мы завозим даже картофель фри, который так и не научились готовить для торговли.

Сегодня мощности по производству быстрозамороженной продукции имеют немногим более 20 организаций различных форм собственности. Подвижки, правда, есть… Специальная линия установлена на Стародорожском плодоовощном заводе. Высокопроизводительное оборудование — более 2 тонн заморозки в час — имеется в Глусском райпо. Перспективный инвестиционный проект реализуется в КСУП «Брилево» на Гомельщине. Цеха охлаждения, фасовки и упаковки ягод планируется построить на Толочинском консервном заводе, в агрокомбинате «Ждановичи» Минского района, некоторых других хозяйствах.

О проблемах переработчиков напоминает и скудность нашего экспортного ряда. Сегодня лишь около десяти белорусских предприятий пищевой промышленности имеют право поставлять продукцию в страны ЕС. Кроме дикорастущей продукции, Беларусь экспортирует безалкогольные и алкогольные напитки, кондитерские изделия. В мясо-молочной сфере Евросоюза наш коэффициент пока нулевой.

Как известно, до конца пятилетки Беларусь планирует увеличить продовольственный экспорт до 7 миллиардов долларов. По мнению Зенона Ловкиса, одним из необходимых для этого шагов является внедрение на предприятиях пищевой отрасли международной системы стандартов HACCP, поскольку она обязательна в странах ЕС и США. «Удовольствие» не из дешевых, но уже сейчас надо задуматься о перспективе.

По предварительным данным, нынче в пищевую промышленность страны будет инвестировано порядка 570 миллиардов белорусских рублей — на 18 процентов больше прошлогоднего. Источниками инвестиций стали собственные средства предприятий и кредиты разных форм. При этом, как уточнили в концерне «Белгоспищепром», иностранные кредитные линии составляют не менее 30 процентов в общем объеме капиталовложений.

Попытки пробиться на европейские просторы — еще один шаг белорусского производителя к диверсификации экспорта. А нам есть что предложить сегодня «заморскому» покупателю, в том числе и нетрадиционные продукты.

Так, в мире нет аналогов безалкогольного газированного напитка «Микола» на основе концентрата из картофеля, разработанного учеными НПЦ по продовольствию. Главная его особенность в том, что он насыщен витамином С и микроэлементами пряно-ароматических трав, полученных в лабораториях Центрального ботанического сада НАН Беларуси. «Микола» — это вам не «Кока-кола», шутят сами разработчики, а вот производители с широким внедрением полезного во всех отношениях напитка пока медлят.

Создано оригинальное формовочное оборудование для традиционных белорусских драников и клецок. В частности, выпуск быстрозамороженных драников с мясной начинкой и без нее развернут на ОАО «Машпищепрод» в Марьиной Горке. В СПК «Остромечево» налажено производство чипсов из яблок под названием «Залатыя лустачкі», которые изготавливаются из свежих плодов с добавлением сахара, ванилина и других натуральных добавок. Начато также опытное производство чипсов из кабачков и тыквы.

На рынке Беларуси появились вполне конкурентоспособные консервированные продукты — огурцы-корнишоны, зеленый горошек, кукуруза сахарная, грибы шиитаке. Организован выпуск первых и вторых обеденных блюд в мягкой упаковке. Специалистами центра разработаны рецептуры и технологии приготовления популярных овощных быстрозамороженных смесей, состоящих из моркови, репчатого лука, цветной капусты и других ингредиентов.

Впервые опробована и технология производства картофельного пюре быстрого приготовления, обогащенного витаминами и комплексом аминокислот. Уверен, что за рубежом таких необычных деликатесов не пробовали, а белорусский потребитель некоторые из них уже сумел оценить по достоинству.

И все же, несмотря на наличие в республике солидной сырьевой базы, по ряду продуктов позиции остаются пока импортозависимыми. В первую очередь это касается различного вида томатов, кетчупов, соусов, отчасти соков. В стране еще не хватает цветной и брюссельской капусты, брокколи, спаржевой фасоли, помидоров черри, огурцов и помидоров открытого грунта для консервирования, ощущается дефицит качественных овощей и фруктов для производства детского питания.

Проблема недостатка такой продукции должна быть решена в ближайшее время благодаря реализации Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства на 2011—2015 годы. Ее разработчики обещают снижение объемов импорта овощей в межсезонный период на 50 процентов. А экспорт овощной продукции к 2015 году должен составить не менее 90 тысяч тонн.

Кстати, новой программой не предусмотрена значительная реконструкция производств, потому что практически все предприятия были модернизированы в предыдущие годы. Сейчас нужно наращивать объемы, научиться по-хозяйски хранить и перерабатывать сельхозсырье. Загрузка мощностей консервных заводов нашей страны к 2015 году должна возрасти до 90 процентов. Тогда отрасль сможет порадовать отечественными разносолами даже самых привередливых гурманов.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter