Изящество сверкающих граней: как создает свои картины художник-гравировщик по хрусталю

Эта звенящая красота

Существуют три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как горит огонь, течет вода и сияет звездное небо. Если же небосвод затянули тучи, не беда: глаз мечтателя и эстета порадуют яркие горячие брызги света, играющие в хрустальных гранях. Единственный в стране художник-гравировщик по хрусталю рассказал «Р» о творческих порывах и скрупулезности своей ювелирной работы.

Рамиль работает над графином с изображением зубра.

Роскошь и стиль

За долгие годы хрусталь переживал взлеты и падения. Во времена дефицита наличие в доме искрящихся на солнце ваз и бокалов являлось признаком не только достатка, но и определенного статуса. Был период, когда хрусталь, казалось бы, вышел из моды из-за своего «мещанства». Заговорили даже о его вредности — ведь эта разновидность стекла содержит некоторое количество оксида свинца. Тем не менее изделия из хрусталя не теряют актуальности и популярности. Правда, в большинстве случаев речь идет о посуде или интерьерных вещах с геометрическим рисунком. А между тем на хрустале можно создавать настоящие картины, чем и занимается на уникальном предприятии в Березовке гравировщик по хрусталю Рамиль Мязитов.

…В голубоватом утреннем свете, пробивающемся сквозь ветви деревьев, художник «застал» оленей на водопое. Разной длины и толщины штрихи создают объемную панорамную картину, и кажется, в любой момент грациозные животные унесутся в волшебный хрустальный лес. 

…Композиция «Нежность» изображает двух прильнувших друг к другу лошадей. С ювелирной точностью выписаны на хрустале завитки грив и выразительные глаза, но не внешний облик животных здесь важен, а стремление передать эмоции. Увидишь их взгляды, позу, наклон головы — и сразу становится ясно, что они испытывают желание уберечь друг друга от невзгод. 

Рисование на хрустале очень трудоемкая и кропотливая работа, на выполнение одной картины уходит до двух месяцев. Мастер все делает сам: разрабатывает идею, создает эскиз и воплощает замысел на хрустальном изделии. 

Нарезка солнечных бликов

Яркий свет, обилие зелени, негромкая музыка из приемника и всевозможные вазы, графины, бокалы на всех горизонтальных поверхностях — такова обстановка в мастерской, где творит художник. Рамиль Ряхимжанович скромен и немногословен, во время беседы то и дело поглядывает на станок, где ждет его графин с незаконченным изображением зубра. Но посвятить в тонкости творческого процесса не отказывается: 

Кажется, в любой момент грациозные животные унесутся в волшебный хрустальный лес.
— Работа над картиной на хрустале, как правило, начинается с эскиза. Потом подбирается форма, на которой можно его реализовать. Впрочем, бывает и наоборот. Например, увидев вазу бирюзового цвета, я понял, что на нее буквально просится русалка.

На мой обывательский взгляд, кажется, что изображение сексапильной барышни с жемчужиной уже завершено, однако мастер ручной гравировки с этим категорически не согласен: 

— Ну что вы! Нужно еще создать фон — слева будет изображена гора, справа — рыбки. Необходимо проработать гравером пальчики, локоны… Здесь отделывать детали еще недели две, не меньше. 

Но пока работа над русалочкой отложена: Рамиль Ряхимжанович изготавливает партию графинов и стаканов для воды, на которых изображены зубры. Эскизы повсюду, царь пущи на них в разных позах, с разным выражением морды. На каждое изделие уходит не менее двух дней. Обрамление рисунка в виде геометрических алмазных граней нарезает напарник Рамиля Андрей Малько. 

Творческое озарение может прийти в любую минуту. Доказательство тому — эскизы, карандашные наброски прямо на клочках оберточной бумаги. Чтобы перенести изображение на хрусталь, создается трафарет: на плотный прозрачный пластик перманентным маркером наносятся контур и основные линии рисунка, по этим линиям проделываются отверстия. Как правило, линии на хрустале получаются расплывчатыми и не совсем четкими, и автор корректирует их от руки. Для него это не представляет сложности, ведь рисунок уже отпечатался в сознании. 

— Потом обвожу контур гравером, чтобы рисунок не смывался, — подходит к станку мастер. — На вырезывание контура уходит три-четыре дня, а работаем мы обязательно с водой. Она охлаждает хрусталь, не позволяя ему нагреться под резцом и лопнуть, смывает стеклянную пыль. Затем наступает черед объемного рисунка. 

Рождение сияющего мира

Чтобы понять, как работает гравировщик по хрусталю, представьте, что вы не водите карандашом по бумаге, а подносите листок к закрепленному на станке и вращающемуся карандашу. Чтобы выполнить рисунок, листок нужно двигать в нужных направлениях, контролируя нажим карандаша, длину и глубину штрихов. Только в станке закреплен не карандаш, а бур с алмазным напылением, в руках мастера не бумага, а ваза или графин, зачастую достаточно объемные и тяжелые. Запрограммировать многочисленные нюансы на станке нельзя, выпуклость и достоверность рисунка зависят только от умения, старания, терпения гравировщика. 
С ювелирной точностью выписаны на хрустале завитки грив и выразительные глаза.

Для прорисовки глубоких и четких штрихов, обозначающих, например, мускулатуру животного, используются более крупные насадки, для нанесения мелких деталей вроде глаз — тоненькие, похожие на иголочку. Некоторые элементы, что должны служить фоном, например деревья и лучи солнца, выполняются на противоположной стенке изделия. Тогда при взгляде через хрусталь, который в данном случае выполняет роль линзы, мы видим по-настоящему объемное изображение. Кажется, зубр мелькнул вдалеке, выйдя на мгновение на полянку из-за стволов деревьев, которые имитируют вертикальные алмазные грани. 

Самые тонкие нюансы наносятся гравером, и для сияния готовое изделие натирается войлоком.

Работа гравировщика медленная, кропотливая, требующая невероятной концентрации внимания и усидчивости. Самое поразительное то, что Рамиль ей специально не учился. 

— Работать на предприятии я начал в 1990 году, — вспоминает он. — Тогда трудился в бригаде гравировщиков, которые выполняли просто орнаменты. Верхом же нашего искусства было изображение ягод малины или гроздей винограда. 

Рамилю, с детства рисовавшему все, что видел вокруг, этого показалось недостаточно, и он попытался запечатлеть на хрустале настоящие художественные полотна, в чем со временем стал настоящим виртуозом. 

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter