Вряд ли сегодня найдется индивидуум, не понимающий, что изготовление подделок и фальшивок — это открытый грабеж автора оригинала. Если речь идет о подделке картины, то это грабеж художника, если джинсов — то целой фирмы, а если денег — то всего государства. Однако вопрос: часто ли вы сталкиваетесь с подделками?
Адам Глобус, литератор:
— Довольно–таки часто. И не только в Беларуси. Если творческий человек мало получает за свой талант, он, бывает, чтобы заработать больше, может начать клонирование талантов других людей. Не суть важно, в какой сфере. Художник способен подделывать картины, стихи, духи, ботинки, а то и просто деньги. Пример? Зощенко однажды на спор подделал творение Пушкина. И не маленькое стихотворение, а целый рассказ! Согласитесь, для такой подделки нужен необыкновенный талант. Хотя создать оригинал все равно всегда труднее.
Олег Елисеенков, композитор:
— Если в музыке под словом «подделка» вы подразумеваете плагиат, то на нашей эстраде с таким явлением я сталкиваюсь очень и очень редко. А если напевы или повтор каких–то ранее услышанных мелодий в новых произведениях, то это совсем не значит, что мы обязательно имеем дело с подделкой. Ведь, чтобы создать песню, всегда надо сначала от чего–то оттолкнуться. Бывает, что и от ранее услышанного. Я уже не говорю о музыкальных пародиях и римейках. По–моему, подделка — это когда бездарность подается как талант.
Сергей Дубовик, декан факультета журналистики БГУ:
— Слава Богу, во время вступительных экзаменов никакие подделки у нас не проходят. А вот во время учебного процесса, бывает, приносят студенты в деканат поддельные справки якобы по болезни, чтобы на пару дней освободиться от занятий. И достают же где–то! Но это редко случается. У нас в основном учатся очень честные люди.
Надежда Высоцкая, заведующая отделом древнебелорусского искусства Национального художественного музея:
— Подделка в искусстве — это очень сложная и неоднозначная тема. Может случиться, что холст раннего мастера был использован не менее знаменитым художником более позднего периода. Или, например, маэстро писал картину прямо поверх своей же работы... А еще случается, что подделку создал талантливейший человек. И ее уровень ни в чем не уступает оригиналу...
Валерий Величко, рефери ФИФА:
— Наверное, я счастливый человек. В жизни сталкиваться с подделками как–то не приходилось. По крайней мере, вспомнить что–то такое я сейчас не могу. Разве что однажды я купил деталь для своей машины. Принес ее мастеру, а он только глянул на нее и в мусор выкинул. Сказал — подделка.
Сергей Тарасов, начальник отдела средневековой археологии Института истории НАН:
— Я не раз видел великолепно изготовленные подделки древних артефактов. Не исключаю, что подобные вещи всплывают и на «черном археологическом рынке» как оригиналы. На самом деле качественно сделанные подделки порой очень полезны. К примеру, их можно разместить на стенде музея, если оригинал очень ценный или слишком хрупкий. Многие белорусские музеи так и делают.
Татьяна, домохозяйка, Брест:
— Придите на любой рынок — и увидите целое море подделок. В одной палатке все джинсы — сплошной «Левайс», в другой что ни рубашка — «Валентино» или «Хуго Босс». И все это счастье копейки стоит! Слава Богу, в последнее время продукты питания стали меньше подделывать.
Есть вопрос
Часто ли вы сталкиваетесь с подделками?