Если вдруг придет беда...

Уроки учебных катастроф Солнечное утро началось с тревоги.
Уроки учебных катастроф

Солнечное утро началось с тревоги. В 9.50 сработал аварийный передатчик. Первая скупая информация: вблизи Национального аэропорта "Минск" потерпел крушение самолет, есть пострадавшие. Сигнал через спутник облетел весь мир!

В небе

Спустя 10 минут после чрезвычайного известия на место аварии вылетел вертолет авиации МЧС Ми-8 с тремя спасателями-парашютистами на борту.

Я вжалась в сиденье геликоптера - страшно, я ведь впервые оказалась на высоте 500 метров. И в воздухе, под гул моторов и винтов, почти забыла о том, что "катастрофа" - всего лишь совместные учения авиации МЧС и пожарной аварийно-спасательной службы Национального аэропорта "Минск".

Согласно плану, сначала место аварии с воздуха ищет вертолет, затем высаживается десант спасателей. Они оказывают первую помощь пострадавшим. А летчики сообщают точные координаты потерпевшего бедствие воздушного судна наземным аварийно-спасательным службам.

Вот так, совместными усилиями с земли и с воздуха, предполагается ликвидировать подобные чрезвычайные ситуации.

Первый заместитель начальника управления организации службы и боевой подготовки МЧС Анвар Игамбердиев остался доволен результатами: "Экипаж Ми-8 и спасательная парашютно-десантная группа с поставленной задачей справились в установленные сроки".

А потом как в недоброй сказке - чем дальше, тем страшней. Начался второй этап учений. Известия о ЧП сыпались как из рога изобилия: в аэропорту эвакуация пассажиров и экипажа из Ту-154, аварийная посадка самолета с неисправным шасси, разлив и возгорание топлива...

Но аварийно-спасательные службы аэропорта успешно справились и с этим заданием. Эвакуация 30 пассажиров и борткоманды по надувным трапам заняла считанные секунды. Без эксцессов обошлось и тушение двигателя, топлива, горящего шасси. А ведь когда горит магниевый диск, температура доходит до 2.000 градусов! Раскаленный магний, попадая на защитный костюм, прожигает его насквозь.

На рельсах

Очередная вводная. Грузовой поезд, перевозящий аммиак, столкнулся с пассажирским составом. Опасное вещество начало выливаться из цистерны, один из пассажирских вагонов загорелся. А сгорает он, кстати, за 5 - 7 минут. При этом, сгорая, синтетическая "начинка" выделяет более 10 ядовитых веществ, которые в условиях недостатка кислорода для человека смертельны. В общем, пассажиры рисковали задохнуться в черном дыму, погибнуть, надышавшись ядовитыми парами аммиака, или сгореть заживо...

На эту, одну из самых сложных учебных аварий, спасатели прибыли, облачившись в специальные костюмы химической защиты и изолирующие дыхательные аппараты. Предстояло спасти людей, остановить утечку опасного вещества, обработать место разлива и потушить огонь... Причем все это необходимо делать одновременно, не теряя ни секунды.

Людей эвакуировали не только из вагонов, а вообще из той зоны, где была сильная концентрация паров аммиака. Чтобы спрятаться от дыма, по вагону приходилось ползти, прикрывая лицо влажной тряпкой, выпрыгивая затем через двери и окна. Предотвращая распространение паров аммиака, спасатели использовали водяные завесы: вокруг места разлива проложили пожарный рукав, из которого через специальные отверстия фонтанами разбрызгивалась вода. Водное "пылевое" облако - отличная преграда, частички газа попросту растворяются в водяных каплях.

"Аммиачную лужу, - рассказывает заместитель начальника штаба Республиканского отряда спецназначения МЧС Анатолий Балябин, - накрыли пеной". Еще можно было разбавить ее большим количеством воды - до безопасной концентрации. Тогда агрессивно опасный химикат превратится в... безобидный нашатырный спирт. К примеру, чтобы обезвредить тонну аммиака, необходимо 20 тонн воды. Место пробоины сверху накрыли бандажом - листом из кислотостойкой губчатой резины и пневматической подушкой. В целом на спасательные работы ушло 10 минут. Таким должен быть результат не только на учениях, но и в реальной ситуации.

На шоссе

ДТП... За этими тремя буквами - искореженные автомобили, покалеченные люди. Это - в лучшем случае. В худшем - куча металлолома на оставшихся целыми нескольких колесах, а внутри - трупы. Сталкиваясь, наезжая на дерево или врезаясь в столб, машины складываются "гармошкой". Грустно, если спасателей зовут извлечь погибших. Другое дело, когда люди живы. Из стальных тисков "Жигулей", "Форда", "Мерседеса"... их высвобождают очень аккуратно. Эту "хитрую" процедуру спасатели проделывают гидравлическим оборудованием: резаками, расширителями. Приходится "перекусывать" стойки автомобиля: поднимать крышу, снимать двери. Медленно, но верно любое авто превращается в "кабриолет". А вот вскрывать машину бензорезом нельзя ни в коем случае. От него огненный фонтан - как от большого бенгальского огня: автомобиль вмиг превратится в факел вместе с пострадавшими.

В ДТП черепно-мозговые травмы, переломы конечностей, ушибы внутренних органов - дело обычное. Случаются травматические ампутации, когда достают водителя, а потом его руку или ногу...

В отличие от учений, где на все про все уходит несколько минут, в жизни иногда приходится трудиться около получаса. Бесчувственный муляж и живой человек, который испытывает боль и страдания, - как говорится, две большие разницы. Девиз спасателей тот же, что и у врачей: "Не навреди!" "Сначала мы всегда оцениваем состояние пострадавшего, - говорит Анатолий Балябин. - Нередко ему необходимо оказать первую помощь, например, ввести обезболивающее. Достаем человека из искореженного авто, когда уверены, что это не причинит ему боли. Однако если существует опасность взрыва и пожара, тогда, конечно, на счету каждая секунда...

"Правда, порой доходило до смешного, - вспоминает Анатолий Анатольевич. - Как-то возились больше 20 минут. Дама за рулем БМВ на проспекте Машерова врезалась в дерево. Приехали. Начали доставать, а она кричит. Думали, с ногами совсем беда. Машину буквально по частям резали, а оказалось, не было ни одного перелома, лишь пару царапин. И совсем наоборот было, когда из "Фольксвагена" "вырезали" мужа и жену. Удар оказался очень сильным, машина восстановлению уже не подлежала, водитель еле дышал. Женщине повезло больше: сработала подушка безопасности, от переломов не уберегла, но жизнь спасла".

Под землей

Две ветки минской "подземки" - это, конечно, не 443-километровые лабиринты Нью-Йоркского метрополитена. Тем не менее ЧП на глубине нескольких метров под Минском может трагически отразиться на жизнях тысяч людей, опасна малейшая неполадка. Поэтому, когда недавно из-под одного из вагонов поезда, следовавшего от станции "Автозаводской" на "Партизанскую", вдруг повалил дым, машинист быстренько высадил на платформе всех пассажиров. Ведь, как говорится, дыма без огня не бывает.

О ЧС сообщили по 01, а сами - машинист и дежурный милиционер - вооружились огнетушителями. Ими, к слову, оборудованы подвижные составы, станции и все помещения "подземки". В вагоне они прячутся под сиденьями, а рядом на стенах нарисованы бело-голубые прямоугольники. То происшествие, к счастью, ограничилось все-таки одним лишь дымом, так что спасателям не пришлось подключаться к пожарным кранам тоннельного водопровода. "Но в случае чего, - заверил меня Александр Дедюля, начальник отдела государственного пожарного надзора на объектах метрополитена при Минском городском управлении МЧС, - пожарные рукава дотянутся в любую точку "подземки": краны располагаются через каждые 90 метров. К тому же имеются поезда, в которых под днищем, в местах, где велика вероятность возникновения пожара, располагаются самосрабатывающие огнетушители".

Случись серьезный пожар, сработала бы и автоматическая пожарная сигнализация. Но схема действий машиниста не изменилась бы. По инструкции он должен во что бы то ни стало доехать до платформы и высадить людей, потому что эвакуировать пассажиров из тоннеля, если поезд остановился в 200 - 300 метрах от станции, намного сложнее. Ведь не каждая бабулька спрыгнет с 1,5-метровой подножки. Да и топать вдоль поезда по узенькому полуметровому "коридорчику" трудно. А еще труднее спрятаться в закрытом пространстве тоннеля от дыма, который моментально заполняет все вокруг... Поезд преодолевает двухкилометровое расстояние тоннельного перегона за 2 минуты, а человек в загазованном пространстве не сделал бы и двух шагов. Имеющаяся в подземных "коридорах" вентиляция не спасет. К счастью, крупных ЧС и пожаров в Минском метрополитене не было, максимальные неприятности - короткие замыкания.

* * *

Слава Богу, у нас не часто вагоны с бензином сходят с рельсов, разливается топливо и пламя взвивается на несколько десятков метров, как это было около 8 лет назад в Борисове. Но к подобным ситуациям надо быть готовыми на все сто, случись это в воздухе, на железной дороге или под землей. Поэтому МЧС и проводит учения, на которых отрабатываются самые сложные ситуации.

Кстати

По информации пресс-службы УГАИ МВД, за 5 месяцев этого года в стране произошло 2.235 ДТП, в которых пострадали люди. 475 человек погибли. Преимущество импортных машин перед отечественными в том, что при ударах двигатель уходит не в салон, где сидят люди, а под машину. К тому же в относительно новых иномарках предусмотрены подушки безопасности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter