«Если приходит продюсер и приносит несколько миллионов долларов...»

О «БЕЛАРУСЬФИЛЬМЕ» сейчас говорят много. И далеко не всегда — лицеприятное. Например, на слуху темы о нехватке творческих кадров, хороших киносценариев и сравнительно небольших перспективах работы киностудии с зарубежными партнерами. О том, как в действительности обстоят дела, каким образом нынешнее ее руководство собирается возрождать былую славу и о перспективах развития отечественной кинематографии рассказал генеральный директор «Беларусьфильма» Олег СИЛЬВАНОВИЧ.

Директор «Беларусьфильма» Олег Сильванович – о новых проектах на киностудии, внебюджетном финансировании и телепрокате.

О «БЕЛАРУСЬФИЛЬМЕ» сейчас говорят много. И далеко не всегда — лицеприятное. Например, на слуху темы о нехватке творческих кадров, хороших киносценариев и сравнительно небольших перспективах работы киностудии с зарубежными партнерами. О том, как в действительности обстоят дела, каким образом нынешнее ее руководство собирается возрождать былую славу и о перспективах развития отечественной кинематографии рассказал генеральный директор «Беларусьфильма» Олег СИЛЬВАНОВИЧ.

— Олег Игоревич, над какими проектами сейчас работаете?

— Если брать игровое пространство, в производстве сегодня находятся 6 фильмов. Среди них — «Снайпер-2. Тунгус» (совместно с Россией), который мы должны сдать в нынешнем году, сейчас идет монтажно-тонировочный период. Ведется окончательный монтаж и постпродакшн фильма «Одинокий остров» — это совместная постановка Беларуси, Эстонии и Латвии, над которой работает известный эстонский кинорежиссер Пеэтер Симм. Планируем фильм выставить на кинорынке фестиваля «Берлинале» в феврале 2012 года. Практически закончено производство белорусского остросюжетного телесериала «Сетевая угроза» (режиссер Игорь Четвериков).

Среди наиболее мощных «артовских» проектов, в которых занят «Беларусьфильм», — картина по повести Василя Быкова «В тумане». Над ней работает известный режиссер Сергей Лозница. Это международный кинопроект совместно с Германией, Нидерландами, Латвией, Литвой и Россией. Основные съемки уже завершены, фильм будет выпущен в мае 2012 года. Сергей Лозница получил массу наград и призов за фильм «Счастье мое», который, кстати сказать, был представлен и в программе Каннского фестиваля... В фильме же по повести Быкова главную роль играет белорусский актер, на монтаже звука также белорусский специалист. Это очень масштабный проект с точки зрения художественного потенциала, и мы возлагаем на него большие надежды. Сценарий написал сам Сергей Лозница. Изначально фильм снимается на русском, позже будет переведен на другие языки.

Все это совместные постановки, для работы над которыми привлечены внебюджетные денежные средства, что помогает сделать проект максимально экономически целесообразным и адресным.

— То есть наблюдается тенденция в сторону увеличения внебюджетного финансирования?

— Мы должны понимать: та система финансирования, которая была нормальной для киноотрасли раньше, сейчас видоизменяется. Изменение условий финансирования приводит к необходимости привлечения внебюджетных денежных средств, что позволит снимать больше фильмов. Кроме того, важно, чтобы кинопродукт с белорусским участием присутствовал не только в Беларуси, но и за рубежом. Нам выгодно, когда совместные проекты показывают по телеканалам России, Украины. А фильм по повести классика белорусской литературы Василя Быкова даже выйдет в кинопрокат Европы, ведь над ним работает еще и Германия, которая дает на реализацию львиную долю средств. Безусловно, Беларусь имеет право и должна присутствовать в европейском кинопрокате, пока — хотя бы в виде совместных постановок.

Мы прекрасно понимаем, что если приходит продюсер и приносит несколько миллионов долларов, он просчитывает вариант возврата денежных средств. Вряд ли он вложит свои деньги в проект по принципу «давай сначала сделаем, а потом будем продавать». Сегодня все европейские страны, так или иначе, объединяют бюджеты для совместного кинопроизводства — необходимо получить более масштабные и привлекательные проекты. С одной стороны, мы понимаем, что для «Беларусьфильма» важно софинансирование, и мы делаем ставку на совместные постановки, с другой — не собираемся отказываться от белорусской художественной составляющей в нашем кино.

— Какие белорусские проекты выйдут в свет в ближайшем будущем?

— В нынешнем году в свет выйдет несколько чисто белорусских фильмов — к слову сказать, достойного уровня. Взять хотя бы фильм «На перепутье», режиссер Виталий Дудин, — достойная картина при очень хорошей работе белорусских актеров. Фильм архаично-негромкий, но когда я его посмотрел, то подумал, что лет через десять он будет вызывать у нас ностальгию, потому что является очень белорусским по интонации и по ментальности.

Закончена работа над телесериалом «Талаш» по мотивам произведения Якуба Коласа. Также близится к концу работа над проектом «Сетевая угроза», который планируется сдать 31 октября. В нем и автор сценария, и кинорежиссер, и актеры, за небольшим исключением, — белорусы.

Кроме того, уже снят и готовится к выходу на телеэкран изящный четырехсерийный фильм под названием «Все, что нам нужно…», режиссер которого Иван Павлов. Картина сложного драматургического строения с несколькими сюжетными линиями, повествующая о любви, верности, доброте и о предновогоднем Минске, который тоже стал одним из героев. Картина вызывает позитивный рождественский настрой, мы готовимся показать ее к Новому году.

— Показать по белорусским телеканалам?

— Стоит задача реализовать свою продукцию максимально выгодно, и не секрет, что наибольший интерес в этом плане представляют центральные российские телеканалы, которые предлагают за фильмы совершенно другие деньги. А для нас — людей, которые понимают, что сегодня жизненно необходимо реинвестировать в кинопроизводство максимальные суммы из средств, полученных за продажу имущественных прав, — это имеет гигантское значение. Поэтому мы стараемся продавать фильмы таким образом, чтобы сохранялась экономическая целесообразность производства.

— Может, «Беларусьфильмом» запланированы качественные документальные киноленты?

— Сегодня мы с особым вниманием начинаем относиться к привлечению дополнительных денежных средств и в документалистику. С Францией запустили проект стоимостью около 300 тысяч евро, в котором доля белорусской стороны составляет около 20 процентов. В его основе лежит абсолютно белорусская тематика. В конкретной стране существует белорусская деревня, которая живет, несмотря на то, что находится не на нашей территории, синхронизируется по времени жизни белорусского государства. Жители смотрят белорусские телепрограммы, и время для них течет соизмеримо со временем нашей страны. Фильм будет сниматься методом наблюдений еще год: уже есть осенние наблюдения, последуют зимние, весенние и летние. Параллельно мною поставлена задача перед студией документального кино «Летопись» делать документальные фильмы в принципиальном стилистическо-художественном отличии от телевизионного документального кино, плюс расширить практику предоставления постановок молодым режиссерам. По вопросу востребованности белорусского документального кино могу заметить, что периодически вижу в продаже пиратские диски с подборкой наших документальных фильмов — например, Анатолия Алая.

— Скоро ли белорусские телеканалы начнут показывать больше фильмов отечественного производства?

— Белорусские фильмы должны находиться не только на телеэкране, но и в кинопрокате. Мы активно сотрудничаем с Белтелерадиокомпанией, в том числе и в сфере кинопроизводства. С телеканалом ОНТ сейчас рассматривается возможность создания совместного кинопроекта. Значительно расширяется спектр показа белорусских фильмов на телеканале «Беларусь-ТВ» и Первом. Восьмой канал обратился к нам с аналогичными предложениями. Стараемся представлять отечественный кинематограф по максимуму. Интерес к белорусской киновидеопродукции есть, он реален, и сегодня мы работаем с несколькими партнерами по временной продаже имущественных прав на рынок России и стран СНГ.

Сейчас мы расширяем выход белорусской библиотеки фильмов на DVD, чтобы зритель мог увидеть картины того старого «Беларусьфильма», славу которого мы возрождаем.

— Кто будет принимать решение о том, работа какого автора получит поддержку «Беларусьфильма» в первую очередь?

— Художественную составляющую будет оценивать Совет мэтров, созданный при гендиректоре «Беларусьфильма». После того как несколько проектов молодых режиссеров выходит на следующий этап, предлагается балльная оценочная система для анализа. Любой дебютант может самостоятельно просчитать, какое количество баллов он получит при том или ином решении. Например, использование музыки молодого белорусского композитора, приглашение на главную роль белорусских актеров автоматически повышает количество полученных режиссером потенциальных баллов.

— Олег Игоревич, вы, как руководитель, какой видите киностудию лет через пять?

— При создании фильма станет более очевиден продюсерский компонент — продюсерская команда будет находить деньги на совместные постановки. Также назрела необходимость ввести должности линейного продюсера, креативного продюсера, исполнительного продюсера — все это требует конкретной перестройки структуры «Беларусьфильма».

Киностудия через пять лет станет более молодой. Сегодня средний возраст работников переваливает за 40—45 лет, хотелось бы, чтобы он был не более 35—40. Однако это отнюдь не означает, что ради статистических данных мы начнем избавляться от профессионалов старшего поколения.

Большое внимание государство уделяет реконструкции и модернизации «Беларусьфильма», уже сегодня это — киностудия полного замкнутого цикла. Мы предлагаем большой спектр услуг, который является достаточно весомым при совместном производстве. Многое предстоит сделать, но у нас есть поддержка государства, которой завидуют кинематографисты из стран СНГ. Поэтому через пять лет наша киностудия станет более современной и по мышлению, и по уровню материально-технической базы, более экономически эффективно хозяйствующей, и в то же время — снимающей яркое и художественное кино.

Татьяна ПАСТУШЕНКО

Фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter