Ты помнишь, как все начиналось? В 1981 году хоккеисты минской "Юности" стали победителями первенства СССР

Если бы молодость знала

В сезоне 1980 — 81 годов хоккеем в Минске кормили щедро, от души. Можно сказать, что в городе случился маленький хоккейный бум. Во–первых, осенью минское «Динамо» дебютировало в высшей лиге чемпионата СССР, и пусть оно там всем почти поголовно проигрывало, но ведь приезжали к нам ЦСКА, московское и рижское «Динамо», «Спартак»: а это значит — Фетисов, Жлуктов, Петров, Харламов, Мальцев, Капустин, Шалимов, Балдерис... После такого зрелища пальчики оближешь! А во–вторых, весной болельщики радостно шли смотреть на будущих звезд мирового хоккея: во Дворце спорта проходил чемпионат Европы среди юниоров. Сборная СССР, которой руководил Евгений Зимин, конечно, выиграла. А лучшим бомбардиром турнира и его хедлайнером, как сейчас модно говорить, стал Олег Знарок, которому судьбой оказалась нарисована богатая и весьма насыщенная карьера как игрока, так и тренера. Глядишь, еще и сборную Беларуси через годик возглавит, чем лед не шутит.



Но было еще и в–третьих. Вовсю набирала обороты открывшаяся в 1975–м в парке Горького школа «Юность», генерируя в своих стенах поколение, одно талантливее другого. Приезжие тренеры везли с собой учеников, этот коктейль обильно разбавлялся местными мальчуганами, мечтающими о большой спортивной славе, и получалась смесь поистине гремучая и взрывоопасная. Февралем 1981–го датируется первый всесоюзный успех нашей легендарной хоккейной альма–матер. Маленький, но очень важный. Который, впрочем, ввиду вышеперечисленных событий остался широкой публикой почти незамеченным. Лишь скромная заметка в газете «Физкультурник Белоруссии»: «Хоккеисты минской «Юности», не проиграв ни одного матча, досрочно стали победителями первенства страны среди юношеских команд специализированных классов средних школ (1965 г.р.). Минчане сумели опередить таких сильных соперников, как московские команды «Спартак» и «Крылья Советов», ленинградский СКА, горьковское «Торпедо», воскресенский «Химик» и киевский «Сокол». Поздравляем!». Героям публикации было всего по 16 лет.

Эти парни учились в спецклассе средней школы № 54, что по улице Захарова. Однако основное время их юной жизни занимал, конечно, хоккей. Они ходили смотреть на матчи и тренировки «Динамо» Виталия Стаина, мечтая быть, как лидер команды Анатолий Варивончик, или просто повторить путь старших товарищей, которые из «Юности» прямиком перешли на повышение в профессионалы: Юрий Шипицын, Михаил Захаров, Евгений Рощин — первые ласточки «Юности», выпущенные в большую жизнь. А рядом, прямо перед глазами, работал на льду 1964 год — ребята–волкодавы, которым палец в рот не клади: Олег Микульчик, Александр Шумидуб, Эдуард Дьяконов, Андрей Таболин, Николай Борщевский... В небольшой ледовой коробке парка Горького в те годы бурлила жизнь настоящая и насыщенная, происходило что–то невероятное, будто в одном месте собрались хоккейные алхимики и производили на свет, используя только им известные магические секреты, будущих звезд, которые составят славу всего белорусского хоккея на долгие и долгие годы.

Мальчишки 1965–го в Москве «дернули» местный «Спартак» — 6:5 и досрочно, за два тура до финиша, стали недосягаемыми для соперников. Да, не было ЦСКА и «Динамо», но все равно это был фурор! В составе (тренеры — Геннадий Бандурин и Валерий Смирнов) играли Александр Гавриленок, Владимир Заблоцкий, Игорь Стефанович, Александр Лисафин, Владимир Бережков, Андрей Журавский, Валерий Жук, Юрий Павлюков, Александр Красовский, Вячеслав Черчес, Игорь Игнатович, Михаил Варочкин, Владимир Гуцев... Большинство этих фамилий болельщику ничего не скажут, далеко не все сумели реализовать себя в хоккее. Такова спортивная жизнь — на верх пробиваются только самые лучшие. Но самородки в этом коллективе, конечно, были.

Главным образом это нападающий Вячеслав Черчес. На фото его едва найдешь — маленький и щупленький, он стоит на заднем плане единственный из всех в защитной маске. Парень с автозавода, отец — тренер, он был на год младше своих товарищей, а потому учился отдельно, но на площадке выделялся уже тогда. В 1983–м Черчеса заберет «Динамо», и этот парень почти на 10 лет станет в составе команды одним из самых ярких, неоднозначных и результативных форвардов: быстрый, взрывной, забивной. Он был действительно талантлив, но относился к своему дару слишком просто и с пренебрежением, будто нашел его под лавкой. Один из тренеров минского «Динамо» Иван Кривоносов потом скажет: «Невысокий и юркий Черчес имел все данные для того, чтобы стать хоккеистом экстра–класса. Но оправдать авансы помешали неорганизованность и недостаток мотивации. Сыграть через «не могу» Черчес не мог. Нарушавший режим еще в бытность игроком, после окончания спортивной карьеры он так и не сумел найти свое место в жизни». Вторил тренеру и динамовский доктор: «Черчес был склонен к отдыху с выпивкой. Но не могу сказать, что он ушел из хоккея только из–за этого. Просто оказался невостребованным. Скорее, именно это и стало причиной, а выпивка — следствием...»

В «Юности» Черчес играл в звене с Игорем Стефановичем (сидит второй справа) — еще одним заметным персонажем этой команды. Распасовщик с хорошим броском и железным характером, закаленный бандитской в те времена Ангарской, он на площадке не уступал никому. Начинал в торпедовской школе у Бориса Ржанникова, но во время матчей на первенство города был замечен Бандуриным — трансфер в «Юность» состоялся почти моментально. Стефанович по странному стечению обстоятельств не попал в «Динамо» после окончания школы и уехал сперва в ташкентский «Бинокор», затем играл в Новосибирске, а потом долгое время выступал за гродненский «Прогресс–ШВСМ» и «Неман». Его сын Михаил, кстати, имел все шансы недопетую отцом песню продолжить и исполнить на бис. Миша одно время считался едва ли не самым талантливым хоккеистом Беларуси: уехал в Америку, играл и очень много забрасывал в юниорской лиге. Стал обладателем трофея Майк Босси Трофи, вручаемого лучшему перспективному игроку лиги (этот приз получали Кросби, Лекавалье, Флери). Однако вырасти в действительно большого мастера он тоже не смог, вдруг забуксовав на одном из этапов карьеры. Сейчас Михаил Стефанович готовится к сезону в составе минской «Юности», где когда–то делал первые шаги его отец — связь времен и поколений.

В воротах играл Александр Гавриленок (лежит на переднем плане) — один из лучших голкиперов нашего хоккея. Чуть раньше из «Юности» выпустился Шумидуб, чуть позже — Щебланов. Все трое — вратари экстра–класса! Сейчас все только и говорят, что о кризисе белорусской вратарской школы, а когда–то она была одной из лучших в СССР. Гавриленок провел насыщенную карьеру, а после завершения с хоккеем не расстался, работает тренером.

Абсолютное большинство этих парней не стали заметными игроками, но с хоккеем в той или иной степени связали жизнь многие. Валерий Жук (стоит второй слева) стал арбитром. Это он в 2000 году с боксерской сноровкой после игры врезал капитану клуба «Минск» Игорю Леоновичу в ответ на претензию о качестве судейства. Жук и сегодня трудится в судейском корпусе. Андрей Журавский (сидит крайний справа) — ведущий специалист отдела детско–юношеского хоккея ФХРБ, а до этого возглавлял детскую школу «Динамо». В федерации работает и бывший многолетний главный редактор газеты «Прессбол» Владимир Бережков (стоит четвертый слева). Александр Лисафин (стоит в центре между двумя тренерами) — осуществил мечту, попал в «Динамо» и провел в составе минчан несколько сезонов, но потом с хоккеем завязал. Ушел в бизнес, стал банкиром. Александр Бугай и Владимир Заблоцкий (их на этом фото нет) тоже поиграли на довольно высоком уровне. Заблоцкий, к слову, сегодня тренирует детей в «Юности».

Период с 1980–го по 1990–й — золотая десятилетка «Юности» и всего белорусского хоккея. За этот период, будто с конвейера, на лед сошли сотни хоккеистов, сделавшие Беларусь действительно хоккейной державой. Первый директор «Юности», заслуженный тренер Беларуси Геннадий Бандурин (стоит в центре) ушел из жизни в 2015–м, на 75–м году. Его многочисленные ученики (в том числе и Сергей Федоров) до сих вспоминают наставника добрым словом. Это был настоящий фанат своего дела и максималист, любивший говорить: «Давайте поднажмем, ребята, а то канадцам проиграем!» Других соперников для тренера просто не существовало. Ведь то было время, когда его воспитанники хоть и были маленькими, но готовил он их для очень больших дел.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter