Как минское «Динамо» прорубало окно в Европу

Они били первыми

Юрия Курненина на этом снимке не видно, но он есть: только что мастерски закрутил мяч со штрафного прямо в девятку ворот голкипера швейцарского «Гроссхопперса» Роджера Бербега. На дворе стоял сентябрь 1983-го. Веха в истории — дебют белорусского футбола на еврокубковой арене.

10-й номер на этом фото именно Игорь Гуринович, который готов был добить мяч после удара Курненина, если бы вратарь с ударом нашего капитана справился.

Сегодня еврокубками нас не удивишь — в четверг минское «Динамо» и солигорский «Шахтер» буднично стартовали в очередной кампании, проведя первые поединки квалификации Лиги Европы с клубами, название которых даже запоминать не хочется. Увы, это блюдо не эксклюзивное — фастфуд, перекусить на скорую руку. А вот матч «Динамо» с «Гроссхопперсом» стал для болельщиков без всякого преувеличения главным событием года. Им жила и дышала вся республика, сегодня трудно понять и, наверное, невозможно представить и ощутить те эмоции. В нынешние времена даже приезд в гости к БАТЭ «Барселоны», «Баварии» или «Реала» и близко не вызывает такого ажиотажа. Специально откомандированный в Минск на игру корреспондент еженедельника «Футбол-Хоккей» писал: «Это невероятно! Билеты были распроданы за неделю до матча, главным образом по заявкам предприятий, учреждений. Спросил заместителя начальника отдела футбола Белорусского спорткомитета Э.Тихановича: «Какое количество мест на стадионе могло бы удовлетворить всех, желающих посмотреть матч?» — «Тысяч сто пятьдесят, наверное. А возможно, и того более...»

Швейцарцев привез в Минск югослав Мирослав Блажевич. Именно под его руководством сборная Хорватии, которая в воскресенье в финале чемпионата мира сыграет с французами, достигла до сего момента главного успеха: славно пошумела на чемпионате Европы-1996, а на первенстве планеты-1998 взяла бронзу, обыграв в решающей сече Голландию. Однако в 1983-м на переполненном стадионе «Динамо» (он буквально трещал по швам — 55 000 зрителей!) Блажевич и его команда имели бледный вид: минчане весь матч провели в атаках, давили, доминировали, имели уйму моментов, но гол Курненина так и остался единственным.  



1983-й мы по привычке считаем для нашего футбола сезоном больших свершений: сыграли в Кубке чемпионов, завоевали бронзу первенства СССР. По нынешнему часу — счастья выше крыши, с излишком! Однако если взглянуть на ситуацию с другого ракурса, то год получится не знаковым, а, скорее, переломным. Грустным. А сентябрь и вовсе с печатью увяданья. Да, «Гроссхопперс» по сумме двух матчей прошли (в гостях сыграли 2:2), во втором раунде укатали венгерский «Раба ЭТО» (6:3 и 3:1), но потом, по весне 1984-го, бездарно уступили бухарестскому «Динамо». Бездарно, возможно, и резкое слово, особенно, когда речь идет о четвертьфинале сильнейшего клубного турнира Европы, но по отношению к тому «Динамо», великолепному и непревзойденному, это еще мягко сказано.

Мы все до сих пор носим в памяти золотой 1982-й, лелеем свою грусть, забывая по давности лет, что такой сезон у минчан должен был быть совсем не один. Команда и близко не раскрыла потенциал. В 1983-м «Динамо» играло не хуже, чем в чемпионском, и снова лидировало. Но первым команду подкосил, как ни странно, тот, кто ее и создал, — тренер: в разгар сезона, в августе, Эдуард Малофеев принял решение уйти, польстившись на приглашение из олимпийской сборной СССР. Наверное, Эдуарда Васильевича можно понять, но можно было уйти после сражения. С его уходом в игре команды что-то надломилось. Не сразу, но постепенно стала исчезать магия, волшебство, неуловимое ощущение чуда, которые всегда присутствовали до этого.

Второй ключевой момент — травма Игоря Гуриновича. Момент не печальный — трагический. Возможно, самого талантливого нападающего за всю историю нашего футбола судьба срезала на взлете. Уже в 1982-м он заявил о себе, как о зрелом мастере, хотя Игорю было всего 22 (вы ведь помните, что именно Гуринович забил два мяча в решающей игре против московского «Спартака», принеся победу команде со счетом 4:3). В 1983-м он играл почти как бог, на пару с матерым Юрием Гавриловым лидируя в списке бомбардиров: к сентябрю на счету нашего нападающего было 17 мячей, а впереди оставалось еще немало матчей. 10-й номер на этом фото именно Игорь Гуринович, который готов был добить мяч после удара Курненина, если бы вратарь с ударом нашего капитана справился. Кстати, на 16-й минуте Гуринович свой гол в ворота «Гроссхопперса» таки забил, но судья его не засчитал, зафиксировав довольно спорный офсайд.

В следующем матче на «Динамо», 18 сентября против «Черноморца», случилось страшное и, как потом окажется, непоправимое. Наш Гурик вновь рвал и метал, забил дважды, стадион заходился в экстазе от его скорости, финтов и неординарности, но вдруг на мгновенье притих: любимца публики унесли с поля — перелом ноги. Первый, но далеко не последний в карьере. После этого, как будто развязали мешок: травмы посыпались одна за другой. Только, казалось, опять стал набирать высоту в 1984-м, почти вернул себе былую форму, стал стабильно забивать, как сломался вновь. И потом, хоть и играл до 35 лет, больше зрители настоящего Гуриновича на поле ни разу не увидели. Снова всех по-настоящему удивил Игорь лишь недавно, когда в 57 лет стал отцом. Вот оно как, подумали старожилы, Гурик по-прежнему в порядке: бьет без промаха...
ФУТБОЛ

Лига Европы. 1-й квалификационный раунд.
Дерри Сити» — «Динамо» (Мн) — 0:2 (Галович, 2, Хващинский, 64), «Коннах Куэй» — «Шахтер» — 1:3 (Моррис, 89, с пенальти; Эбонг, 20, Бакай, 34, Шибун, 75).


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter