Эпоха возрождения

Российские реставраторы помогают восстановить уникальные надписи на фресках белорусского храма XII века Спасо-Преображенская или по-другому Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке – уникальный памятник зодчества XII века, один из древнейших в восточнославянском Православии. В России храмы того времени существуют в Пскове, Смоленске и других городах, но есть у белорусского храма уникальная черта – это чудом сохранившиеся в достаточно хорошем состоянии фрески XII века. Фрески, которые неизвестные художники наносили по сырой штукатурке. Именно эти фрески видела небесная покровительница Беларуси, первая восточнославянская святая Евфросиния. Изображения святых жен и мужей, небольшие в нижней части храма и огромные под куполом, покрывали храм от пола до потолка. К сожалению, большая часть фресок до сих пор покрыта завесой тайны.

Согласно легенде, на одной из фресок храма изображена сама Евфросиния Полоцкая. Настоятельница монастыря игуменья Евдокия фреску показала, однако решительно опровергла легенду. «Преподобная Евфросиния с ее высочайшим духовным уровнем не могла разрешить изобразить себя в нимбе! Единственное изображение преподобной находится в ее келье – она держит в руке свой храм». Но сравнить икону с фреской невозможно – лицо преп. Евфросинии на фреске в келье не сохранилось.
За 800 лет росписи значительно пострадали и от времени, и от людей. Уже в XIX веке фрески Спасо-Преображенской церкви решили «обновить» – поверх прежних масляной краской написали новые изображения. Неужели бесценные фрески XII века безвозвратно утеряны?
Реставрировать нельзя сохранить
В июне этого года планируется торжественный перенос мощей преподобной Евфросинии в воссозданную раку. И установят ее, естественно, в Спасо-Преображенской церкви. Однако уже около пятнадцати лет храм «закован» в леса – единственный в Беларуси специалист по фрескам XII века художник-реставратор Владимир Ракицкий скрупулезно снимает масло XIX века – ведь масляная живопись не отличается сверхпрочностью, она сохнет, отслаивается сама и увлекает за собой бесценные фрески. 150 квадратных метров фресок из 500 уже раскрыты, однако этого явно мало.
«Одному такой храм не реставрировать – жизни не хватит», – уверена  член российской бригады, художник-реставратор Евгения Серегина.
Чтобы реставрация уникального храма не превратилась в бесконечную историю, пригласили специалистов из России. За их плечами реставрация храмов в Новгороде, Пскове, Москве, а также в Македонии и Греции. Они помогут подготовить Спасо-Евфросиньевскую церковь к торжественному переносу мощей в новую раку.
Рака и крест
Первоначально рака Евфросинии Полоцкой была выполнена в Москве в 1910 году на добровольные пожертвования верующих ко дню перенесения мощей святой из Киево-Печерской лавры в Полоцкий женский монастырь. Оригинальную гробницу изготовили из кипариса с облицовкой серебром по проекту художника Павла Зыкова в византийском стиле XII века. В 1922 году ее вместе с другими церковными ценностями изъяли. Дальнейшая судьба раки неизвестна.
В 2003 году распоряжением главы белорусского государства на приобретение необходимых для воссоздания раки святой Евфросинии Полоцкой 120 килограммов серебра выделено около 30 тысяч долларов. Выполнить уникальный заказ поручили мастеру Николаю Кузьмичу. В 1997 году по единственной цветной иллюстрации он воссоздал крест преподобной Евфросинии.
Первые открытия
В конце января российские реставраторы сделали первые зондажи на двух пилонах – столбах, между которыми помещается иконостас храма. К счастью, росписи маслом не коснулись этой части церкви – здесь фрески скрыты под тонким известковым покрытием и многовековым слоем копоти от свечей. Как рассказал главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России, художник-реставратор Владимир Сарабьянов, удалось определить, что за сюжет изображен на плоскостях пилонов. Это Сретение Господне. Пока только натренированным взглядом специалиста можно различить на грязно-серых столбах фигуры матери Божией, Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца... Разделение изображения Сретения на две части уникально и практически не встречается. Как правило, по обе стороны от иконостаса изображают Благовещение. А в Спасо-Евфросиньевской церкви его расположили на тех же пилонах, но выше обычного. Благовещение уже раскрыто белорусом Владимиром Ракицким. Бригада российских специалистов обещает показать Сретение к июню. 
Не остались в стороне и белорусские реставраторы – представители РУП «Минскреставрация» уже занимаются  расчисткой слоев масляной живописи  XIX века. Однако игуменья Евдокия опасается, как бы не стали восстанавливать эти росписи поверх фресок.
Чудесное рождение
С мощами преподобной Евфросинии Полоцкой связано множество историй о чудесах и невероятных исцелениях. Сегодня и святые фрески явили чудо.
Настоятельница Спасо-Евфросиньевского монастыря матушка Евдокия рассказывает:
– Примерно лет десять тому назад на экскурсию в монастырь приехали представительные люди, начальники предприятий. Мы рассказали им о преподобной Евфросинии, о ее жизни, о фресках. Один из них почувствовал тепло, повеявшее от этих фресок... Примерно через месяц этот человек приходит к митрополиту Полоцкому и Глубокскому Феодосию и просит крестить его в Спасо-Евфросиньевской церкви. Оказывается, после того посещения он ехал в другой город на машине и попал в аварию. Все пассажиры погибли, выжил он один. И этот человек точно знал, что спасли его те самые фрески... Так он и крестился в нашем храме.
Как сообщил заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Беларуси Игорь Чернявский, сегодня готовятся документы на включение полоцких достопримечательностей в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Центральное место займет наследие преподобной Евфросинии Полоцкой. Конечно, пятого июня, когда намечено перенесение раки святой,  храм еще не будет «сиять как новенький». Поспешность при обращении с бесценными фресками – преступление. Не понятно и как решить проблему росписи XIX века – перенести их на новую основу и поместить в музее или во вновь отстроенном специально для этого храме?  Это те вопросы, на которые предстоит ответить российским и белорусским реставраторам. И чем быстрее, тем лучше.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter