Согласно легенде, на одной из фресок храма изображена сама Евфросиния Полоцкая. Настоятельница монастыря игуменья Евдокия фреску показала, однако решительно опровергла легенду. «Преподобная Евфросиния с ее высочайшим духовным уровнем не могла разрешить изобразить себя в нимбе! Единственное изображение преподобной находится в ее келье – она держит в руке свой храм». Но сравнить икону с фреской невозможно – лицо преп. Евфросинии на фреске в келье не сохранилось.
За 800 лет росписи значительно пострадали и от времени, и от людей. Уже в XIX веке фрески Спасо-Преображенской церкви решили «обновить» – поверх прежних масляной краской написали новые изображения. Неужели бесценные фрески XII века безвозвратно утеряны?
Реставрировать нельзя сохранить
В июне этого года планируется торжественный перенос мощей преподобной Евфросинии в воссозданную раку. И установят ее, естественно, в Спасо-Преображенской церкви. Однако уже около пятнадцати лет храм «закован» в леса – единственный в Беларуси специалист по фрескам XII века художник-реставратор Владимир Ракицкий скрупулезно снимает масло XIX века – ведь масляная живопись не отличается сверхпрочностью, она сохнет, отслаивается сама и увлекает за собой бесценные фрески. 150 квадратных метров фресок из 500 уже раскрыты, однако этого явно мало.
«Одному такой храм не реставрировать – жизни не хватит», – уверена член российской бригады, художник-реставратор Евгения Серегина.
Чтобы реставрация уникального храма не превратилась в бесконечную историю, пригласили специалистов из России. За их плечами реставрация храмов в Новгороде, Пскове, Москве, а также в Македонии и Греции. Они помогут подготовить Спасо-Евфросиньевскую церковь к торжественному переносу мощей в новую раку.
Рака и крест
Первоначально рака Евфросинии Полоцкой была выполнена в Москве в 1910 году на добровольные пожертвования верующих ко дню перенесения мощей святой из Киево-Печерской лавры в Полоцкий женский монастырь. Оригинальную гробницу изготовили из кипариса с облицовкой серебром по проекту художника Павла Зыкова в византийском стиле XII века. В 1922 году ее вместе с другими церковными ценностями изъяли. Дальнейшая судьба раки неизвестна.
В 2003 году распоряжением главы белорусского государства на приобретение необходимых для воссоздания раки святой Евфросинии Полоцкой 120 килограммов серебра выделено около 30 тысяч долларов. Выполнить уникальный заказ поручили мастеру Николаю Кузьмичу. В 1997 году по единственной цветной иллюстрации он воссоздал крест преподобной Евфросинии.
Первые открытия
В конце января российские реставраторы сделали первые зондажи на двух пилонах – столбах, между которыми помещается иконостас храма. К счастью, росписи маслом не коснулись этой части церкви – здесь фрески скрыты под тонким известковым покрытием и многовековым слоем копоти от свечей. Как рассказал главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России, художник-реставратор Владимир Сарабьянов, удалось определить, что за сюжет изображен на плоскостях пилонов. Это Сретение Господне. Пока только натренированным взглядом специалиста можно различить на грязно-серых столбах фигуры матери Божией, Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца... Разделение изображения Сретения на две части уникально и практически не встречается. Как правило, по обе стороны от иконостаса изображают Благовещение. А в Спасо-Евфросиньевской церкви его расположили на тех же пилонах, но выше обычного. Благовещение уже раскрыто белорусом Владимиром Ракицким. Бригада российских специалистов обещает показать Сретение к июню.
Не остались в стороне и белорусские реставраторы – представители РУП «Минскреставрация» уже занимаются расчисткой слоев масляной живописи XIX века. Однако игуменья Евдокия опасается, как бы не стали восстанавливать эти росписи поверх фресок.
Чудесное рождение
С мощами преподобной Евфросинии Полоцкой связано множество историй о чудесах и невероятных исцелениях. Сегодня и святые фрески явили чудо.
Настоятельница Спасо-Евфросиньевского монастыря матушка Евдокия рассказывает:
– Примерно лет десять тому назад на экскурсию в монастырь приехали представительные люди, начальники предприятий. Мы рассказали им о преподобной Евфросинии, о ее жизни, о фресках. Один из них почувствовал тепло, повеявшее от этих фресок... Примерно через месяц этот человек приходит к митрополиту Полоцкому и Глубокскому Феодосию и просит крестить его в Спасо-Евфросиньевской церкви. Оказывается, после того посещения он ехал в другой город на машине и попал в аварию. Все пассажиры погибли, выжил он один. И этот человек точно знал, что спасли его те самые фрески... Так он и крестился в нашем храме.
Как сообщил заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Беларуси Игорь Чернявский, сегодня готовятся документы на включение полоцких достопримечательностей в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Центральное место займет наследие преподобной Евфросинии Полоцкой. Конечно, пятого июня, когда намечено перенесение раки святой, храм еще не будет «сиять как новенький». Поспешность при обращении с бесценными фресками – преступление. Не понятно и как решить проблему росписи XIX века – перенести их на новую основу и поместить в музее или во вновь отстроенном специально для этого храме? Это те вопросы, на которые предстоит ответить российским и белорусским реставраторам. И чем быстрее, тем лучше.